суббота, 3 марта 2012 г.

Исследовательский метод.



 «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».


                                                                            Н.Г. Чернышевский
Центральное место в проблемном обучении занимает исследовательский метод. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме:
выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы);
уточнение и формулировка проблемы;
выдвижение гипотез;
составление плана исследования;
осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез;
формулировка результата;
оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.
Исследовательский метод в обучении, однако, лишь в какой-то мере имитирует процесс научного исследования. Учебное исследование отличается от научного некоторыми существенными особенностями.
Во-первых, учебная проблема, т. е. то, что исследуется в процессе проблемного обучения, и та истина, которую учащиеся открывают, для науки не являются новыми. Но они новы для учащихся, а открывая для себя то, что в науке давно открыто, учащиеся на этом этапе своей учебной деятельности мыслят как первооткрыватели. Поэтому применение исследовательского метода в обучении относят к дидактике "переоткрытия" (учащиеся приводятся к самостоятельному "переоткрытию" того, что в науке уже давно открыто).
Во-вторых, стимулы учащихся к проведению исследования отличны от стимулов, побуждающих ученого к исследованию. Учебное исследование ведется учащимися под руководством, с личным участием и с помощью учителя. Эта помощь должна быть такой, чтобы учащиеся считали, что они самостоятельно достигли цели.
Д. Пойа различает внутренние и внешние подсказки. Первые таковы, что они как будто извлекают у учащихся их собственные мысли, вторые (более грубые) подсказки оставляют учащимся лишь выполнение технической работы, снимая потребность поиска. Естественно, что руководство поиском учащихся требует хорошей методической подготовки, разработки для каждого планируемого учебного исследования соответствующей системы вопросов и указаний (подсказок), "подталкивающих" учащихся по направлению поиска.
В-третьих, как и всякий другой метод обучения, исследовательский метод не является универсальным методом обучения. В младших и средних классах школы в деятельность учащихся могут включаться лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более развитой и сложной форме. Но и на этом этапе обучения этот метод может применяться лишь для изучения отдельных тем, вопросов. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, управляемых учителем, их самостоятельной познавательной деятельности, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учащихся, что, несомненно, более сложно и требует методической подготовки более высокого уровня, чем объяснение изложенного в школьном учебнике материала и требование его заучивания учащимися.


Учитель должен сам почувствовать "напряженность поиска и радость открытия", чтобы он мог вызвать их у своих учеников. Нельзя пренебречь в обучении этими эмоциональными факторами. Учащийся, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже знает, что его ожидает, что напряженность поиска сменяется радостью открытия. Нетрудно заметить в этом большое воспитательное и развивающее значение исследовательского метода.

Фактор времени часто вынуждает применять в обучении методы, являющиеся лишь частично исследовательскими.


Инструментальные навыки, необходимые в исследовательском поиске, а также умения логического и творческого мышления, требующиеся при решении исследовательских задач. К ним мы относим:
  • умение видеть проблемы;
  • умение задавать вопросы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение давать определение понятиям;
  • умение классифицировать;
  • умение наблюдать;
  • умения и навыки проведения экспериментов;
  • умение структурировать полученный в ходе исследования материал;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение доказывать и защищать свои идеи.

К каким результатам приводит использование
исследовательского метода?
 Организация исследовательской деятельности школьников позволяет:
  1. Расширить область личных и общечеловеческих знаний.
  2. Осуществить  целостное  восприятие  окружающего  мира  через выбранный объект познания.
  3. Получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт.
  4. Формировать научно-исследовательские навыки.
  5. Создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира.
  6. Выявлять существенные признаки развития рассматриваемого объекта познания.
  7. Создать условия, которые позволяют учащимся:
·        определить текущие границы личных знаний;
·        реализовать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности;
·        проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;
·        на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;
·        самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования;
·        самостоятельно осваивать новые виды деятельности, например технические средства, компьютерные программы;
·        расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований;
·        увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов.
В этом видится если не преимущество, то достоинство исследовательского метода.

Его реализация требует использование в учебной деятельности особых форм и приемов:
I. Индивидуальная работа:
·        задания на сравнение и  сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий;
·        задания на выделение из общего частных элементов и, наоборот, на основе частных признаков выделение общего;
·        наблюдение;
·        анализ текста;
·        навыки конспектирования, составления тезисов;
·        подготовка разовых докладов, сообщений, рефератов,
·        подбор и составление списка  литературы,
·        эксперимент (предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их отдельных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения);
·        анкетирование, опрос, составление графиков, использование статистических методов;
·        помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.;
·        задания на развитие умений по  раскрытию темы сочинения (устного сообщения), логичному построению письменного и устного сообщения, приобретение  навыков публичного выступления, расширение эрудиции, компетентность, использование специальной терминологии (на семинарах, в ходе дискуссий, устных ответов на проблемные вопросы).
II. Групповая форма:
·        моделирование – погружение в смоделированную ситуацию (проблему), взятую из реальной жизни. Деловые игры (моделирование) позволяют глубоко вжиться в проблему, понять её изнутри, предложить свои пути решения;
·        работа над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
·        составление презентаций по тем или иным исследовательским работам;
·        семинары.
III. Массовые формы:
·        встречи  с  интересными  людьми,  деятелями  науки  и  культуры, совместная подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в ученических чтениях, научно-практических конференциях школы, районных и городских мероприятиях.

Исследовательская работа требует от ученика-исследователя самоорганизации и самодисциплины, стремления к самостоятельному поиску решения проблемы. «Я – сам» – великолепное стремление  школьника, которое необходимо поддерживать и развивать. Какие же шаги должны быть предприняты учителем, чтобы ученик ощутил «дефицит знаний», как вызвать стремление в нём самостоятельно разобраться в том, что для него ещё неизвестно?
Принцип выбора.
Предложите ученику самому выбрать задание разной степени сложности и содержания. Так ученик становится причастным к решению учебной задачи, отвечает за её выполнение, чувствует свою значимость на уроке. Это укрепляет его самостоятельность.
Принцип доступности.
У учеников не должно наступать чувства перенасыщения учебным материалом. Информация, подаваемая ученикам, должна быть доступна для восприятия, соответствовать уровню их обученности, учитывать особенности учащихся.
Метод «Вопрос–ответ».
Следует учить ребят грамотно формулировать вопросы к учебному материалу в рамках изучаемой темы.  Это хороший способ активизации познавательной деятельности учащихся. Данный метод можно использовать на уроках-семинарах, уроках-исследованиях художественного текста. Это побуждает к дискуссии.
Учебное сотворчество.
Совместная сотворческая деятельность учителя и ученика необходима на каждом уроке. Ребятам предлагается самим формулировать цели на уроке (в ученическом варианте) и делать выводы (какое открытие для себя он сделал на уроке).
Таким образом, происходит приобщение учеников к содержательной части урока, что дает им почувствовать ответственность за процесс обучения, придает уверенность, создает ситуацию успешности каждому ученику.

При рассмотрении вопроса о внедрении исследовательского метода в обучение уместно говорить о личностно-ориентированном подходе в процессе обучения школьников.
Рассмотрим несколько аспектов.
Первыйумение применять полученные знания. Это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание.
Второй – умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности, решать задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность.
Третийсформированность умения добывать знания. Ученик из пассивного слушателя, добросовестно воспринимающего подаваемый учителем материал, должен перевоплощаться на уроке в исследователя, быть организатором своей учебной деятельности.
Какие  же  здесь  необходимо  использовать  методические приемы: выдвижение проблемы, постановка предположений, выдвижение гипотез, сравнение полученных выводов с текстом учебника, поиск эмоциональных опор (рассматривание иллюстраций), составление графического плана-опоры. При этом ученик не боится высказывать ошибочное мнение. Эти приемы позволяют развивать у школьников критическое мышление, самоконтроль, инициативу и проявлять творчество.
Также учитель должен предоставлять ученику альтернативу при выборе решения учебной задачи, и помнить о принципах доступности и  наглядности.
Четвертый – рефлексия. Важно, чтобы ученик анализировал свою учебную деятельность, давал ей оценку.



Комментариев нет:

Отправить комментарий