АНАФОРА,или единоначатие (от греч. anaphora — вынесение вверх) — распространенная стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (слов, полустиший, строк, строф, фраз и т. д.):
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...
(А. Пушкин)
АНТИТЕЗА (от греч. antithesis — противоречие, противоположение) — резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная...
(Н. Некрасов)
А. усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу А. построено все произведение («Сон и смерть» А. Фета).
АНТОНИМЫ — разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый — злой, могучая — бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.
ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в к-рой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Г. усиливает эмоциональное звучание стиха:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин)
ГРОТЕСК-(от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Г. близок к фарсу. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ.
Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся" В. Маяковского.
ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка) — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок:
«Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням» (А. Пушкин).
ЛИТОТА (от греч. litotes — простота, малость, умеренность) — троп, противоположный гиперболе (см.). Л. — это образное выражение, оборот, в к-ром содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Л. есть в народных сказках:
«мальчик с пальчик», «избушка на
курьих ножках», «мужичок с ноготок»
ОКСЮМОРОН-(от греч. oxymoron - остроумно-глупое) - вид тропа: словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе:
"Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной" (А. Ахматова).
О. позволяет придать большую выразительность образу: горькая радость, сладкие слезы, "Живой труп" (Л.Н. Толстой), "Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, или прозопопея (греч. prosopopoiia, от prosopon — лицо и poieo — делаю) — такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при к-ром они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чем ты воешь,
ветр ночной,
О чем так
сетуешь безумно?
(Ф. Тютчев)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС-(от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?…
М.Ю. Лермонтов
Риторический вопрос ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению.
СРАВНЕНИЕ-уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др.,при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания:
А сама-то величава, // Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит" (А.С. Пушкин).
С., указывающие на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, // Как пир на празднике чужом" (М.Ю. Лермонтов).
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.
ПЕРИОД, в поэтике (особенно в риторике), развернутое сложноподчиненное предложение с четкой интонацией и членением на колоны (пример все стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» М. Ю. Лермонтова).
* * *
1
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
2
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
3
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он:
4
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога!..
СИНЕКДОХА — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:
1. Единственное число вместо множественного, например: Всё спит - и человек, и зверь, и птица (Гоголь);
2. Множественное число вместо единственного, например: Мы все глядим в Наполеоны. (Пушкин);
3. Часть вместо целого, например: Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? - В крыше для моего семейства. (Герцен);
4. Родовое название вместо видового, например: Ну что ж, садись, светило. (Маяковский) (вместо:солнце);
5. Видовое название вместо родового, например: Пуще всего береги копейку. (Гоголь) (вместо: деньги).
ЭПИФОРА — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто — в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф.Противоположностью эпифоры является анафора.
Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.Н. В. Гоголь. Мёртвые души
И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих детей, – так проповедовало безумие.
Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ах, где же избавление от потока вещей и от наказания «существованием»? Так проповедовало безумие.
Может ли существовать избавление, если существует вечное право? Ах, недвижен камень «было»: вечными должны быть все наказания. Так проповедовало безумие. (Ницше. "Так говорил Заратустра")
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...
(А. Пушкин)
АНТИТЕЗА (от греч. antithesis — противоречие, противоположение) — резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная...
(Н. Некрасов)
А. усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу А. построено все произведение («Сон и смерть» А. Фета).
АНТОНИМЫ — разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый — злой, могучая — бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.
Контекстные (или
контекстуальные) антонимы — это слова, которые в языке не противопоставлены по
значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце — лед и пламень —
вот основное, что отличало этого героя.
ГИПЕРБОЛА — образное выражение,
преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях
усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.
ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в к-рой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Г. усиливает эмоциональное звучание стиха:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин)
ГРОТЕСК-(от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Г. близок к фарсу. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ.
Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся" В. Маяковского.
ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка) — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок:
«Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням» (А. Пушкин).
ЛИТОТА (от греч. litotes — простота, малость, умеренность) — троп, противоположный гиперболе (см.). Л. — это образное выражение, оборот, в к-ром содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Л. есть в народных сказках:
«мальчик с пальчик», «избушка на
курьих ножках», «мужичок с ноготок»
МЕТАФОРА — скрытое сравнение,
основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой
метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий
признак.В художественной речи автор
употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки
картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика
и самого автора.В метафоре автор создает образ
— художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а
читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между
переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и,
надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы
дисгармония, он перекосился бы… опрокинулся и затонул.
МЕТОНИМИЯ — перенос значений
(переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи
переноса:
а) с человека на его какие-либо
внешние признаки: Скоро ли обед? — спросил постоялец, обращаясь к стеганой
жилетке;
б) с учреждения на его
обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
в) имени автора на его творение
(книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его
скульптуре) или Читая Белинского….
"Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной" (А. Ахматова).
О. позволяет придать большую выразительность образу: горькая радость, сладкие слезы, "Живой труп" (Л.Н. Толстой), "Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, или прозопопея (греч. prosopopoiia, от prosopon — лицо и poieo — делаю) — такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при к-ром они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чем ты воешь,
ветр ночной,
О чем так
сетуешь безумно?
(Ф. Тютчев)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС-(от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?…
М.Ю. Лермонтов
Риторический вопрос ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению.
СИНОНИМЫ — это слова,
относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же
время различающиеся оттенками значения: Влюбленность — любовь, приятель — друг.
Контекстные (или
контекстуальные) синонимы — слова, являющиеся синонимами только в данном
тексте: Ломоносов — гений — любимое дитя природы. (В. Белинский).
Стилистические синонимы —
отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся — хихикнул
— засмеялся — заржал.
Синтаксические синонимы —
параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но
совпадающие по своему значению: начать готовить уроки — приступить к подготовке
уроков.
СРАВНЕНИЕ-уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др.,при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания:
А сама-то величава, // Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит" (А.С. Пушкин).
С., указывающие на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, // Как пир на празднике чужом" (М.Ю. Лермонтов).
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.
ПЕРИОД, в поэтике (особенно в риторике), развернутое сложноподчиненное предложение с четкой интонацией и членением на колоны (пример все стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» М. Ю. Лермонтова).
* * *
1
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
2
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
3
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он:
4
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога!..
ПЕРИФРАЗА — использование
описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот
речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город
на Неве приютил Гоголя.
СИНЕКДОХА — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:
1. Единственное число вместо множественного, например: Всё спит - и человек, и зверь, и птица (Гоголь);
2. Множественное число вместо единственного, например: Мы все глядим в Наполеоны. (Пушкин);
3. Часть вместо целого, например: Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? - В крыше для моего семейства. (Герцен);
4. Родовое название вместо видового, например: Ну что ж, садись, светило. (Маяковский) (вместо:солнце);
5. Видовое название вместо родового, например: Пуще всего береги копейку. (Гоголь) (вместо: деньги).
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ —
одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью
автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать — это начало всех
начал. Мать — это чудо земное. Мать — это слово святое.
ЭПИТЕТ— слово, выделяющее в
предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом
называют художественное определение, т. е. красочное, образное, которое
подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.
Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как
художественное, образное определение к другому:
1) существительное: болтушка
сорока.
2) прилагательное: роковые
часы.
3) наречие и деепричастие:
жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с
помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные,
нежные, влюбленные.
Используя эпитет, автор
выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет
обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или
их свойства.
ЭПИФОРА — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто — в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф.Противоположностью эпифоры является анафора.
Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.Н. В. Гоголь. Мёртвые души
И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих детей, – так проповедовало безумие.
Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ах, где же избавление от потока вещей и от наказания «существованием»? Так проповедовало безумие.
Может ли существовать избавление, если существует вечное право? Ах, недвижен камень «было»: вечными должны быть все наказания. Так проповедовало безумие. (Ницше. "Так говорил Заратустра")
Комментариев нет:
Отправить комментарий