Грамматическая ошибка –
это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или
предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы –
словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения
грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой,
которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки
грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки
состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в
нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных
форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении
предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а
также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении
границ предложения. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться,
благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в
словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот
суффикс);
– без комментарийвместобез
комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена
морфологическая норма);
– заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура
словосочетания: не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение
спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с
деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены
синтаксические нормы).
Одними из наиболее
типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением
глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании
личных форм глаголов: Им двигает чувство
сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление
временных форм глаголов: Эта книга дает
знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно
(следует ...даст.., научит... или ...дает..., учит...);
3) ошибки в употреблении
действительных и страдательных причастий: Ручейки
воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании
деепричастий: Вышев на сцену, певцы
поклонились (нормавыйдя);
5) неправильное
образование наречий: Автор тута был не
прав (норма тут);
6) ошибки, связанные с нарушением
закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и
диалектов.
Кроме того, к типичным
можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:
1) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым: Главное, чему
теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения
(правильно это художественнаясторона
произведения); Чтобы приносить пользу
Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с
употреблением частиц: Хорошо было бы,
если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того
компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед
теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность
часто нарушается в сочинениях): В тексте
всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим:
... всего две проблемы);
3) неоправданный пропуск
подлежащего (эллипсис): Его храбрость,
(?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное
построение сложносочиненного предложения: Ум
автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с
понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Методические рекомендации
для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Санкт-Петербург, 2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий