пятница, 20 июля 2012 г.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку.Комментарий к проблеме.

3. Комментарий к той проблеме, которую вы сформулировали.

Глагол "комментировать" означает «объяснять, пояснять». Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Вам требуется поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

 • насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему;
 • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
 • если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
 • есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской;
 • на каком материале автор раскрывает данную проблему? («автор раскрывает проблему на примере…»)
 • на что автор обращает особое внимание? («автор обращает особое внимание на..», «автор неслучайно…»).

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
 • Актуальной 
 • Общественно значимой
 • Глубокой
 • Философской
 • Политической
 • Нравственной
 • Злободневной
 • Животрепещущей
 • Актуальной
 • Насущной
 • Острой
 • Важной
 • Серьезной
 • Спорной
 • Наболевшей и т.п.

 Важно следующее:
  если мы говорим, что делают герои – это пересказ, который НЕ допустим в комментарии.
  если мы говорим, что делает автор – это уже комментарий.

Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете вы не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими. Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста. 

 Клише:

• «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) проблемой автор обращается к фактам из своей жизни (рассказывает историю, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.) 
 • Несомненна актуальность поднятой автором проблемы, потому что…
 • Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, так как…
 • Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, ведь…
 • Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…
 • Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна, так как…
 • Проблема, поднятая автором, не потеряла своей актуальности и в наши дни, ведь…  
 • Вопрос о …{обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.{Объясняем почему}
• Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.){указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … 
• Рассуждая над проблемой ...,{указываем автора}обращается ...{указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

Проблема может заставить читателя:
• глубоко задуматься
 • серьезно размышлять
 • рассуждать вместе с автором
 • лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.)
 • серьезнее относиться к …
 • переосмыслить свое отношение к …
 • по-иному посмотреть на …
 • поделиться мыслями о …
 • оценить истинный масштаб чего-либо
 • открыто выразить свое отношение к …
 • оценить собственную позицию
 • заняться самовоспитанием и т.п.
 • с горечью понять, что …
 • заняться ее глубоким изучением

Критерии оценки части "С"

I. Содержание сочинения.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

2 балла: сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.
1 балл: сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,
но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.
0 баллов: сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

2014 г.

Комментарий проблемы.

«… сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем… »

Комментарий — это рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Можно выделить два типа комментария:

Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.
Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:
1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?
2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?
3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?
4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?
5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?
6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?

При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нужно найти oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:
1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)
2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?
3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?
4) Пoчeму этa прoблeмa привлeклa внимaниe aвтoрa?
5) Кaкoй aспeкт (кaкую стoрoну) этoй прoблeмы рaссмaтривaeт aвтoр?
6) К кaким вывoдaм aвтoр пoдвoдит читaтeля?

Речевые клише для введения текстуального комментария:
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о… . Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что…

Речевые клише для введения концепционного комментария:

- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием…
- Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано… . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном…

Как текстуальный, так и концепционный комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста.

Типичные ошибки при написании комментария:

· Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование, приводящие к снижению баллов при оценивании этого критерия.
· Констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика её как социальной/нравственной/философской. Помните: при комментарии необходимо показать, как автор раскрывает проблему, остановиться на микротемах исходного текста.
· Формулируется одна проблема, а комментируется другая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий