суббота, 21 мая 2016 г.

ПРОЕКТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ


I. Категория «событие» в образовательном процессе. Лингвистическое осмысление понятия.
«Прообразом исторического события в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия события можно считать движение часовой стрелки по циферблату. Было пять минут шестого, стало двадцать минут. Схема изменения как будто есть — на самом деле ничего не произошло. Как история родилась, так может она и умереть, и действительно: что такое, как не умирание истории, при котором улетучивается дух события, — прогресс, детище девятнадцатого века? Прогресс — это движение часовой стрелки, и при всей своей бессодержательности это общее место представляет огромную опасность для самого существования истории. Всмотримся пристально вслед за Тютчевым, знатоком грозовой жизни, в рождение грозы» [7]. Событие – это гроза. Весенняя гроза, как у Ф. И. Тютчева в одноименном стихотворении.
Описание категории «событие» в образовательном процессе невозможно без обращения к лингвистическому  осмыслению этого понятия:
Событие — то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни [2].
«Событие мыслится как то, что произошло, хотя могло и не произойти» [1].
Событие = приставка со- (служит для образования имён существительных и глаголов со значением «общее участие в чём-либо) + слово бытие (бытьё), то есть жизнь.
Таким образом, события - элементарные единицы вечности, которые сопровождают жизнь.
Слово «событие», как пишет Ю. С. Мануйлов в статье «Язык «Со -»», основываясь на исследованиях морфологической и семантической структуры этого слова, является родовым понятием для слов с приставкой со-, таких как, например, сопоставление, сотрудничество, согласие, сопротивление, соперничество и др. Собственно это не просто слова, а способы бытия в событии. Таким образом, со-бытие - не источник информации, а канал получения и передачи информации, а также способ жизнеобеспечения, жизнестроения, жизнетворчества человека [5].
II. Что мы понимаем под «событием» в школе? Событийный подход в образовательной деятельности. Образовательное событие. Событийные форматы.
 Большую часть жизни ребёнок проводит в школе, а потому новые образовательные стандарты не случайно уделяют такое внимание событийному подходу в образовательной деятельности, и потому учитель, планируя сегодня свою деятельность, должен «обеспечить» своих учащихся образовательными событиями, которых должно быть как можно больше.
Образовательное событие-обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знания [6].
Образовательное событие-осознание и осуществление учащимися соответствующего выбора [3].
Образовательное событие-изменение, оцениваемое человеком как значимое для его образования, и активно включённое в межсобытийные связи [4].
Таким образом, образовательное событие - обучение в действии, предполагающее осуществление учащимися осознанного выбора и приводящее к значимым изменениям в жизни учащихся и учителя и за счёт этого включённое в межсобытийные связи.
Классическими событийными форматами являются деловая игра, образовательный туризм, тренинги и открытые образовательные проекты. Именно метод проектов должен стать одним из основных пунктов образовательного проектирования педагога, заботящегося о событийности всего процесса. Именно проектная деятельность учащихся в сотрудничестве с педагогом может стать «способом жизнеобеспечения, жизнестроения, жизнетворчества» как ученика, так и учителя.
III.Признаки образовательно события на практике. Как организовать образовательное событие. Проект как образовательное событие.
Признаки образовательного события:
яркое,
запоминающееся,
даёт положительный эффект,
решает многие проблемы,
базируется на принципиально новой идее,
ориентировано на будущее,
удовлетворяет потребности всех участников образовательного процесса.
Чтобы проект соответствовал всем этим признакам, то есть являлся образовательным событием, необходимо помнить ряд прописных истин и соблюдать их:
проект - не только творческая деятельность с возможностью импровизации, но и нормативная;
проблема (а без неё нет проекта!) должна иметь личностно значимый для автора проекта характер;
у участников проекта должна быть возможность выбора форм и характера личного участия (индивидуальный, парный или в группе, с использованием технических средств или без них и др.);
необходимо планирование работы;
проект - процесс, обычно долговременный, с 2-3 презентациями промежуточных результатов;
важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку авторами всей проделанной ими работы и приобретенного ее в ходе опыта - публичное представление   творческих (проектных) продуктов. В ходе презентации авторы не только рассказывают о ходе работы и показывают ее результаты, но и демонстрируют приобретенную компетентность.
IV. Событиям (а не мероприятиям) быть!
Не является ли большое количество проектов-образовательных событий профанацией идеи событийной педагогики? Нет, конечно. Так как все  проекты работают не только на эффект, но и на результат, главный из которых состоит в том, что сочинения учащихся всё больше отличаются оригинальностью, самобытностью, неповторимым подходом. То есть событийность становится важным фактором результативности образования. Несомненно и то, что образовательные события, как обучение в действии, предполагающее осуществление учащимися осознанного выбора, позволяют организовать достижение личностных, метапредметных и предметных результатов посредством формирования у обучающихся универсальных учебных действий, например, таких познавательных УУД, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; активность в решении творческой задачи; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; таких регулятивных УУД, как способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными совместно с учителем и остальными учащимися критериями; таких коммуникативных УУД, как планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; соблюдение правил речевого поведения; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
О каждом проекте, о том, как он был реализован, о том, какой продукт был получен в финале, можно рассказывать бесконечно. Так и должно быть, потому что о любом важном, интересном событии в нашей жизни, особенно если ты участвовал в его подготовке, если оно стало  «способом жизнеобеспечения, жизнестроения, жизнетворчества», привело к значимым изменениям в жизни, можно рассказывать бесконечно. Уверена, метод проектов - это именно то, что может позволить учителю и ученику наполнить жизнь не мероприятиями, а образовательными событиями.

Список литературы.
1. Лотман Ю.М. «Структура художественного текста. Анализ поэтического текста». - Азбука, 2016. - 704 стр.
2.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 стр.
 3. Валеев Р. Г. «Познавательная самостоятельность учащихся как предпосылка и результат образовательного события». - Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н. Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор Н. Б. Крылова. Выпуск 1 (43), 2010.
4. Ковалёва Т. М., Жилина М. Ю. «Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения». - Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н. Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор Н. Б. Крылова. Выпуск 1 (43), 2010.
5. Мануйлов Ю. С. «Язык «Со-»». - Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н. Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор Н. Б. Крылова. Выпуск 1 (43), 2010.
6. Миркес М. М., Муха Н. В. «Образовательное событие как тьюторская практика». - Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н. Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор Н. Б. Крылова. Выпуск 1 (43), 2010.
            7.http://rvb.ru/mandelstam/01text/vol_1/04annex/03prose/1_331.htm О. Э. Мандельштам. Прозаические наброски.


Комментариев нет:

Отправить комментарий