Фактические
ошибки
Нарушение требования
достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки,
представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или
отдельных ее деталей.
Выделяются две категории
фактических ошибок.
1. Фактические ошибки,
связанные с привлечением литературного материала (искажение
историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное
обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности
действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание
даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные
обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно
названные жанры, литературные течения и направления и т. д.
2. Ошибки в фоновом
материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным
материалом.
Фактические ошибки можно
разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором
«Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это
грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал
«Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая
неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.
Логические ошибки
Логическая ошибка –
нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности
определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают
широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания
на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей
работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими
несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим
ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение
последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между
частями высказывания;
3) неоправданное
повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление
микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей
высказывания;
6) отсутствие необходимых
частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных
связей;
8) нарушение
логико-композиционной структуры текста.
Текст представляет собой
группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений,
раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную
структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие
мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная
композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от
структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из
этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую
структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм.
Однако она не беспредельна. При написании сочинения необходимо логично и
аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.
Приведем примеры
логических ошибок в разных частях текста.
Неудачный зачин
Текст начинается
предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом
тексте отсутствует, например: С особенной
силой этот эпизод описан в романе... Наличие указательных словоформ в
данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами
предложения не могут служить началом сочинения.
Ошибки в средней части
1. В одном предложении
сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла
все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она
заботилась о его воспитании и образовании.
2. Отсутствует
последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к
бессвязности, например: Из Митрофанушки
Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет
большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом.
Или: В своем произведении «Недоросль»
Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных.
Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
3. Использованы
разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла,
например: Общее поднятие местности над
уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные
зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету.
Правильный вариант: Общее поднятие
местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата.
Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в
жаркое лето.
4. Экзаменуемый не
различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие
отношения, например: Так как Обломов –
человек ленивый, у него был Захар – его слуга.
Неудачная концовка
Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит
сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой
любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Методические рекомендации
для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Санкт-Петербург, 2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий