Напишите
сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста
Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика –
как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из
прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления
(всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 1.
(1)Человек полз.
(2)Немцы, должно быть, вскоре заметили его. (3)Он не слышал боли, но
почувствовал страшное онемение в правом боку и, оглянувшись, увидел, что за ним
по снегу тянется розовый след. (4)Больше он не оглядывался. (5)Метров через
триста он нащупал среди вывороченных обледенелых комьев земли колючий конец провода.
(6)Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец
кабеля. (7)Надо было отыскать другой конец оборванного провода, проползти до
него, снова срастить разомкнутую линию. (8)И он нашёл оборванный провод.
(9)Он силится сблизить руки, ему нужно свести концы провода
вместе. (10)Он напрягает мышцы до судорог. (11)Смертная обида томит его.
(12)Она горше боли и сильнее страха... (13)Всего лишь несколько сантиметров
разделяют теперь концы провода. (14)Человек зубами зажимает один конец кабеля и
в исступлённом усилии, перехватив обеими руками другой, подтаскивает его ко
рту. (15)Он последним рывком дёргает провод и успевает закусить его, до боли,
до хруста сжимая челюсти. (16)Есть ток! (17)Только бы не разжать... (18)Немцы,
осмелев, с криком набегают на него...
(19)...Человек не вернулся обратно. (20)Мёртвый, он остался
в строю, на линии. (21)Он продолжал быть проводником для живых. (22)Навсегда
онемел его рот, но, пробиваясь слабым током сквозь стиснутые его зубы, из конца
в конец поля сражения неслись слова, от которых зависели жизни сотен людей и
результат боя. (23) Смерть заморозила его сердце, оборвала ток крови в
оледеневших сосудах, но яростная предсмертная воля человека торжествовала в
живой связи людей, которым он остался верен и мёртвый.
(24)Когда в конце боя передовая часть, получив нужные
указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая
кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой. (25)Он лежал ничком,
уткнувшись лицом в снег. (26)Бойцы поняли, как была восстановлена линия
связи...
(27)Так крепко были стиснуты зубы, зажавшие концы кабеля,
что пришлось обрезать провод в углах окоченевшего рта. (28)Иначе не освободить
было человека, который и после смерти стойко нёс службу связи. (29)И все вокруг
молчали, стиснув зубы от боли, пронявшей сердце, как умеют молчать в горе люди
— наши люди, у которых никакой мукой, никакими пытками не разжать стиснутых
зубов, не вырвать ни слова, ни стона, ни закушенного провода...
(По Л. Кассилю)
ВАРИАНТ 2.
(1)В селе
Екатериновка Щербиновского района Краснодарского края дети играли на льду реки
Ея, который оказался в некоторых местах непрочным. (2)В одно из таких опасных
мест попали второклассник Саша Даниленко и его девятилетний брат. (3)Саша
провалился под лёд и от холода и шока даже не мог звать на помощь. (4)Его
старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде,
и тоже молчал от испуга. (5)Лишь некоторое время спустя он позвал на помощь.
(6)На помощь пришли
школьники, игравшие неподалёку в хоккей. (7)Первым к полынье подбежал
десятиклассник Дима Кузьменко: (8)«Я увидел мальчика, который провалился и стал
тонуть. (9)Я сбросил тёплую куртку и нырнул, но малыша не нашёл. (10)Нырнул
второй раз и метрах в трёх увидел лежавшего на дне реки Сашу. (11)Я вытащил его
на берег, и здесь ребята стали помогать мне. (12)Он не дышал, мы стали делать
ему искусственное дыхание. (13)И малыш начал приходить в чувство». (14)Сашу
завернули в тёплые куртки и вызвали «скорую помощь». (15)Примечательно, что
дети даже не простудились.
(16)«Отец мне просто
тогда сказал: «Молодец!» — рассказал Дима. — (17)Он у нас в школе физкультуру
преподаёт. (18)И я тоже решил после школы поступать в институт физкультуры».
(19)В тот момент
мальчик не думал о том, что совершает подвиг. (20)Он забыл о страхе, не
осознавал, что рискует своей жизнью. (21)Дима ведь просто мог стоять рядом с
полыньёй, как другие мальчишки. (22)Что толкнуло его на этот поступок?
(23)Есть, наверное, в этом мальчишке какой-то внутренний стержень, какое-то
врождённое мужество и бесстрашие, не позволившие безучастно следить за
происходящим. (24)Он моментально оценил ситуацию и не стал дожидаться взрослых.
(25)Оксана Лысенко,
замдиректора по воспитательной работе школы, где учится Дима Кузьменко,
уверена, что он «настоящий герой». (26)«Мы им гордимся, — говорит педагог. —
(27)Он у нас с первого класса учится. (28)Открытый, добрый, общительный
парень». (29)Но разве мало на свете добрых и общительных парней? (30)Однако не
все они способны, забыв о себе, нырять в ледяную воду, спасая совершенно чужого
человека, даже и ребёнка. (31)А Дима — смог!
(32)В школе Диму
наградили грамотой, вручили подарок. (33)А спустя время пришла и
правительственная награда — медаль «За спасение утопающих». (34)Однако главной
наградой для Димы Кузьменко стала спасённая жизнь мальчишки.
(По материалам периодической печати)
Возможные варианты начала сочинения (вступления):
Вариант 1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь
языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста
Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а
грамматика – как они думают».
Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают
люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный
лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке.
Докажем это.
Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают
люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Высказывание
языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура
речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и
воспитанности человека. Попробуем доказать это на конкретных примерах.
Основную часть можно
написать по следующей СХЕМЕ:
1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания
Г.Степанова.
2. Что такое грамматика? Толкование второй части
высказывания Г.Степанова.
3. Взаимосвязь лексики и грамматики.
1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания
Г.Степанова.
Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который
используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это
слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди».
Вариант 2. Лексика (словарный запас языка, который
используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях
действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному
российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что
«словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».
Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный)
— это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка.
Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.
Вариант 4. Лексика - это форма сознания, отображающая
мировоззрениечеловека.
Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль
бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и
выражает что-либо через свойственные лексике значения.
2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части
высказывания Г.Степанова.
Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который
включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только
помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает
его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.
Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное
искусство») - область языкознания, изучающая грамматический строй языка.
Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами - морфологией и
синтаксисом. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без
знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть
построить предложение, текст.
Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть
понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в
соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом
нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая
сочетает в себе два раздела: морфологию и синтаксис.
Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее
некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их
одно за другим.Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере
разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке
и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию
общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных
слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с
другом и составляет грамматический строй языка. изучаемый наукой грамматикой.
Вариант 5. Грамматика - это искусство правильно говорить и
писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи,
но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.
Вариант 6. Грамматика - это совокупность правил об изменении
слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все
слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из
отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в
определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!
Вариант 7. Грамматика изучает правила словопроизводства,
части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой
слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как
думают люди.
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.
Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка.
Культура мышления и культура речи связаны друг с другом.
Связь грамматики и лексики очевидна.
И словарный запас человека, и знание основ морфологии,
синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными
сторонами языка, связаны друг с другом.
Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в
следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому, лексическое не
соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется
грамматическим.
Грамматика и лексика тесно связаны между собой, отличие в
том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений
действительности, чем лексика.
О правдивости (ложности) высказывания говорящего можно
судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике)
высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению
"Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит", то есть
грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные
мысли говорящего.
В том, как мыслит и говорит человек, заключается его
сущность.
Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и
грамматические явления.
Помните о требованиях к примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка:
лексическое и
грамматическое;
• каждый пример должен соответствовать указанному явлению.
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование
связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое)
явление можно на примере …. предложения текста.
• Пример лексического (грамматического) явления можно найти
в предложении № ... .• Справедливость этого вывода можно доказать на примере …
предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое)
явление, как ... .
• В подтверждение собственных выводов приведу
пример,демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения
прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое
лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том,
что … .
Что такое лексические и грамматические явления?
Образец 1
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например,
используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38)
эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные
слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает
грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к
примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста"
употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника,
проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с
точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово
не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической
конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как
парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный
тон.
Образец 2
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев,
рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев
военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания
действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты«нескрываемое недоверие»
(предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из
души».
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор
подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и
ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных
предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами
в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения
воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
Образец 3
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в
предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным
суффиксом`бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.
Пример,
иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное
`бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного
падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка
обращается с речью.
Образец 4
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая
действия детей, автор активно использует разговорную лексику:
"пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор"
(предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель
хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей
и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33).
Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно
воспроизвести живую речь, характеризующую героев.
Образец 5
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним,
как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники.
Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына -
это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в
жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор
употребляет эпитет "бесценные" и слово суменьшительно-ласкательным
суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто
"документы". Данное слово свойственно прежде всего
официально-деловому стилю. Таким образом писатель указывает нам на официальную
цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует
неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге
Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно
простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19,
24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые
простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом
случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их
категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир
женщины.
Образец 6
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении №
43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся
к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита
школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая
чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и
обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел"
(предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно
и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.
Образец 7
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №
51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала",
"голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб
вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла
... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко,
образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В
предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения
"молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный
знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной
интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и
принудительный характер слов, адресованных мальчику.
О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по
объёму основную часть сочинения.
Заключение должно представлять собой вывод из всего
сказанного выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во
вступлении, но другими словами.
В начале заключения можно использовать следующие вводные
слова:
Итак, ...
Следовательно, ...
Значит, ...
Таким образом, ...
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что
... и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
Рассмотрим несколько образцов заключения:
Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно
свидетельствуют, о чём и как думают люди.
Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои
мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с
другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.
Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно
мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел
донести до нас языковед Г.Степанов.
Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г.
Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика
как они думают".
Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и
словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации
помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий