вторник, 4 сентября 2012 г.

Русская история второй половины XIX в.в основных фактах и событиях.Общ.-литер.течения XIX века.Русская литер.-критич.и философская мысль второй половины XIX века.

!!!Исторические факты важны для понимания литер.процесса!!!

18.02.1855 г.на престол вступил Александр II Николаевич.

http://ansabansab.blogspot.ru/2014/08/ii.html
Это была одна из сложнейших эпох, в какой-то мере это была русская перестройка. И не случайно термины, которые были рождены во время реформ Александра Второго, будут повторены в следующей русской перестройке.Оттепель, гласность и даже слово интеллигенция появились в это время. Загадки того времени, я думаю, касаются не только России: русский террор, родившийся во время Александра Второго, удивительно предвосхитил террор ХХ века. И в нынешних газетах можно прочесть те же фразы и увидеть те же идеи, которые волновали давно истлевших в земле русских террористов времен Александра Второго. Даже понятие война с террором принадлежит все тому же Александру Второму и его времени.

Он получил домашнее образование под личным надзором своего родителя, который уделял вопросу воспитания наследника особое внимание. Его «наставником»(с обязанностью руководства всем процессом воспитания и образования и поручением составить «план учения») и учителем русского языка был В. А. Жуковский

В 1837 году Александр совершил большое путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части, Закавказья и Западной Сибири, а в 1838—1839 годах побывал в Европе.
 
После смерти Николая перед страной стоял ряд сложных внутри- и внешнеполитических вопросов (крестьянский, восточный, польский и другие); финансы были крайне расстроены неудачной Крымской войной, в ходе которой Россия оказалась в полной международной изоляции.

Первым из важных шагов было заключение Парижского мира в марте 1856 года — на условиях, которые в создавшейся ситуации были не самыми плохими (в Англии были сильны настроения продолжать войну до полного разгрома и расчленения Российской империи).

В общественно-политической жизни страны наступила «оттепель». Высочайшим манифестом были дарованы льготы и послабления ряду категорий подданных, в частности, декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830—1831 годов; приостанавливались на 3 года рекрутские наборы; в 1857 году ликвидировались военные поселения.

19 февраля  1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. 
Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом.
Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам  полевой надел.
За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.
Также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) и волостного суда.
Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями.
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику…

Реформа образования.В ходе реформ 1860-х годов была создана сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.

Развитие образования невозможно представить себе без книг, журналов, газет. По числу названий в 1861 г. в России было издано 1773 книги, а в 1895 г.-8699. Издательство О.Поповой, И.Д. Сытина, А. С. Суворова, Ф.Ф. Павленкова, товарищества "Посредник" издавали много книг для народа "возможно лучшего содержания по удешевленным ценам". Демократический книгоиздатель Павленков издал серии "Жизнь замечательных людей" (180 книг), "Пушкинская библиотека", "Новая библиотека".
Большой популярностью пользовались журналы "Современник", "Отечественные записки", "Русское слово", "Дело" демократического направления, исторические журналы "Русская старина", "Русский архив", "Исторический вестник", научно-популярные "Вокруг света" и другие. 

Для укрепления финансовой дисциплины царь провел крупные реформы. Он учредил Государственный банк, установил единый государственный бюджет, ввел государственный контроль, упорядочил единую кассу и счетоводство, реформировал налогообложение, упорядочил кредит, снизил расходы на содержание двора в два раза, увеличил расходы на образование в шесть раз, систематизировал налоги, подверг налогообложению дворян и чиновников, существенно облегчил налоговое бремя крестьян.

Реформа армии. Теперь все сословия проходили службу в армии.Частью реформы стала отмена телесных наказаний.Секли в России с др.времён.Николай Палкин. Рассказ “После бала” Л.Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем.
Это было не ученье, а жестокое наказание шпицрутенами — экзекуция. Здесь наказывали молодого татарина-солдата, который пытался сбежать от невыносимой солдатской службы. Связанного татарина вели два солдата, а все, стоящие в строю, по очереди изо всех сил били палками по голой спине. Позади татарина шел офицер.

Российская научная школа добилась больших успехов. Она заняла лидирующее место в Европе, наравне с Англией, Францией и Германией.
Именно тогда в наших городах появились водопровод, газ, электричество, телеграф, телефон и почта. Царь личным рескриптом учредил почтовые марки и открытки.

Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П. Д. Боборыкин стал употреблять его в прессе. Боборыкин объяснял, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения части общества, которая занимается интеллектуальной деятельностью. Называя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин вкладывал в него особый смысл: определение интеллигенции как совокупности представителей «высокой умственной и этической культуры», а не «работников умственного труда». По его мнению, российская интеллигенция — это особый морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся представители разных профессиональных групп, различных политических убеждений, но имеющие общую духовно-нравственную основу. С этим смыслом понятие «интеллигенция» пришло обратно на Запад, где стало считаться чисто русским (intelligentsia).

В развитие искусства огромный вклад внесли передвижники.

Среди шедевров мировой архитекторы и скульптуры, включенных в список ЮНЕСКО, следует назвать замечательное здание Мариинского театра (1860, архитектор А.К.Кавос), а также грандиозные и великолепные памятники: «Тысячелетие России» (1862, М.Ю.Микешин), Екатерине Великой (1872, Микешин), Николаю I (1859, П.К.Клодт), И.Ф.Крузенштерну (1873, И.А.Монигетти) и Пушкину в Москве (1880, А.М.Опекушин).

Во второй половине XIX века продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, оснавателем который был М.И. Глинка. Продолжая традиции М.И. Глинки, русские композиторы утвердили, обогатили и творчески развили народные песенные основы в русской музыке. Прежде всего эти традиции развивали композиторы "Могучей кучки".«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: М.А. Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Ц.А. Кюи (1835—1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов.

П.И Чайковский относился к "кучкистам" с большой теплотой, поддерживал их в печати, высоко ценил М,Балакирева. Чайковский пишет оперы по произведениям Пушкина "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", оперу "Черевички" (по Гоголю), "Чародейка". В 1876 г. он создал балет "Лебединое озеро", в 1889г.-"Спящую красавицу", в 1892г.-"Щелкунчика". 

60-70-е годы  вошли в историю русского театра как время А.Н.Островского. Именно в пьесах Островского на сцене Малого театра в Москве раскрылся талант крупнейшего актера Малого театра Прова Михайловича Садовского (1818-1872). Садовский сыграл 30 ролей в репертуаре Островского. Его герои, казалось, пришли на сцену из самой жизни, зритель узнавал в них хорошо знакомых людей. Садовский своим творчеством продолжал принципы великого актера-реалиста Щепкина.
Вместе с Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827-1868). Она была первой и одной из самых замечательных исполнительниц Катерины в «Грозе» Островского. В ее даровании сочетались черты романтической приподнятости и глубокой реалистической правды в изображении человеческих чувств и переживаний. Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850-1903), крупнейшая провинциальная трагическая актриса, навсегда запомнила ее игру на сцене. Встреча с Никулиной-Косицкой помогла Стрепетовой стать большой актрисой (Родители Стрепетовой и точная дата рождения Полины неизвестны, её ребёнком подкинули на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова. В его семье она и была воспитана. В 1876 году Полина Стрепетова впервые выступила на сцене Александринского театра. С 1881 по 1890 в Александринском театре Полина сыграла свыше 30 ролей. Её талант ценили И. С. Тургенев, В. И. Немирович-Данченко, П. И. Чайковский. Портреты Стрепетовой писали И. Е. Репин, В. М. Васнецов).Традиции искусства Никулиной-Косицкой сказались также в творчестве великой трагической актрисы Малого театра М. Н. Ермоловой.
Постановки драм Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гюго с участием величайшей трагической актрисы Марии Николаевны Ермоловой стали событиями в театральной жизни Москвы, В этих спектаклях зритель видел утверждение героических идей, прославление гражданского подвига, призыв к борьбе с произволом и насилием. 

Либеральное царствование Александра II сопровождалось расцветом золотого века русской литературы. Творчество Некрасова,  Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Тургенева…"Титаны".
То,что было невероятным при Николае,случилось при Александре:был напечатан роман арестанта.

Велики заслуги Александра II перед Отечеством. При нем было отменено крепостное право, началось строительство броненосного флота, проведены прогрессивные судебная и земская реформы, присоединены Казахстан и Средняя Азия,в десятки раз увеличилась протяженность железных дорог. Но если Россия при Александре II бурно развивалась, то почему же на государя совершается несколько покушений и в конце концов он становится жертвой террористов? 

На Александра II было совершено несколько покушений:

Д. В. Каракозовым 4 апреля 1866 года. Когда Александр II направлялся от ворот Летнего сада к своей карете, раздался выстрел. Пуля пролетела над головой императора: стрелявшего толкнул стоявший рядом крестьянин Осип Комиссаров.
Польским эмигрантом Антоном Березовским 25 мая 1867 года в Париже; пуля угодила в лошадь.
А. К. Соловьёвым 2 апреля 1879 года в Петербурге. Соловьёв совершил 5 выстрелов из револьвера, в том числе 4 — в императора, но промахнулся.
19 ноября 1879 года произошла попытка взрыва императорского поезда под Москвой. Спасло императора то, что он ехал в другом вагоне. Взрыв пришёлся на первый вагон, а сам император ехал во втором, так как в первом он вёз продукты из Киева.
С. Н. Халтуриным 5 (17) февраля 1880 был произведён взрыв на первом этаже Зимнего дворца. Император обедал на третьем этаже, спасло его то, что он прибыл позже назначенного времени, погибла охрана (11 человек) на втором этаже.

«Цезарь,бойся мартовских ид».Эти слова прозвучали две тысяси лет назад в Древнем Риме.Но они стали и опасным пророчеством для русских кесарей.Иван Грозный умрёт в марте (возможно,отравленный).В марте убит Павел I.В марте отречётся от престола последний русский царь Николай II.И первый большевистский царь,Сталин,умрёт также в марте…

Первого марта 1881, в 3 часа 35 минут пополудни, Александр скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала (Петербург) около 2 часов 25 минут пополудни в тот же день, — от взрыва бомбы (второй в ходе покушения), брошенной под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким; погиб в тот день, когда был намерен одобрить конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова. Покушение произошло, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже, с «чая» (второго завтрака) в Михайловском дворце у великой княгини Екатерины Михайловны.

«Наро́дная во́ля» — революционная народническая организация, возникшая в 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной воли рассчитывали подтолкнуть политические изменения казнью императора Александра II. От названия организации образовано наименование ее участников — народовольцы. Наиболее известные участники организации — А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер,  С. Н. Халтурин, Н. И. Кибальчич.

Гибель «Освободителя», убитого народовольцами от имени «освобождённых», казалась многим символичным завершением его царствования, приведшем, с точки зрения консервативной части общества, к разгулу «нигилизма».Трагическая смерть царя-освободителя круто изменила ход российской, европейской и мировой истории. В стране на целую четверть века были прекращены либеральные, демократические реформы и восторжествовала реакция.

На месте его гибели был поставлен храм-памятник Воскресения Христова или Спаса на Крови, представляющий собой шедевр русского национального искусства. На его строительство были собраны пять миллионов рублей народных средств.

Итоги царствования

Александр II вошёл в  историю нашей страны  как Великий Реформатор, успешный модернизатор и преобразователь отсталой и феодальной страны, вставшей на путь либерального, демократического и индустриального развития. Царь ликвидировал крепостное рабство для двадцати миллионов помещичьих крестьян, провел успешную судебную реформу, ввел гласный, скорый, правый, равный и милостивый суд присяжных, отменил телесные наказания, утвердил университетскую автономию, установил городское и земское самоуправления, осуществил эффективную военную реформу. Он сумел за короткий срок успешно провести многие коренные преобразования, которые в современной Российской Федерации во многом не реализованы до сих пор.

К негативной стороне обычно относят невыгодные для России итоги Берлинского конгресса 1878, непомерные расходы в войне 1877—1878 годов, многочисленные крестьянские выступления (в 1861—1863 годах: более 1150 выступлений), масштабные националистические восстания в царстве Польском и Северо-Западном крае (1863) и на Кавказе (1877—1878).

http://ansabansab.blogspot.ru/2012/09/10.html

Ответы

Российская научная школа добилась больших успехов. Она заняла лидирующее место в Европе, наравне с Англией, Францией и Германией.Так, в фундаментальной науке творили такие корифеи, как

П.Л.Чебышев
А.М.Ляпунов
И.А.Вышнеградский
Н.И.Пирогов
П.М. Садовский
А.Г.Столетов
М.П. Мусоргский
А.М.Бутлеров
И.М.Сеченов
И.И. Мечников
В.В.Докучаев
А.Ф.Можайский
А.Н.Лодыгин
П.Н.Яблочков
П.М.Голубицкий

1.Известный геолог и почвовед,создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв.
2.Создал теорию устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров.Работы в области: дифференциальных уравнений, гидродинамики, теории вероятностей.
3.Русский учёный (специалист в области механики) и государственный деятель. Основоположник теории автоматического регулирования, кроме того, в 1888—1892 — министр финансов России.
4. Русский изобретатель в области телефонии.
5.Великий русский хирург, разработал ряд совершенно новых приёмов, благодаря чему ему удавалось чаще, чем другим хирургам, избегать ампутации конечностей.
6.Получил кривую намагничивания железа, систематически исследовал внешний фотоэффект, открыл первый закон фотоэффекта. Исследовал газовый разряд, критическое состояние и другие явления. Основал физическую лабораторию в Московском университете.
7.Выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы.
8.Работал в области биологии и медицины. За разработку теории иммунитета, основные положения которой изложены в работе " О целебных силах организма", он получил Нобелевскую премию.
9.Считается одним из основоположников теории приближения функций. Работы также в теории чисел, теории вероятностей, механике.
10. Российский военный (морской) деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации.
11. Русский электротехник, изобретатель лампы накаливания, создал проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путём электролиза.
12.Изобрел дуговую электролампу — знаменитую русскую свечу.
13.Создатель теории химического строения.
14. Член "Могучей кучки".
15. Крупнейший актер Малого театра. Сыграл 30 ролей в репертуаре Островского. Своим творчеством продолжал принципы великого актера-реалиста Щепкина.

ОТВЕТЫ:

П.Л.Чебышев-9

А.М.Ляпунов-2

И.А.Вышнеградский-3

Н.И.Пирогов-5

П.М. Садовский-15

А.Г.Столетов-6

М.П. Мусоргский-14

А.М.Бутлеров-13

И.М.Сеченов-7

И.И. Мечников-8

В.В.Докучаев-1

А.Ф.Можайский-10

А.Н.Лодыгин-11

П.Н.Яблочков-12

П.М.Голубицкий-4

В развитие искусства огромный вклад внесли художники-передвижники:

И.Е.Репин -
В.И.Суриков -
И.И.Левитан -
А.К.Саврасов -
В.М.Васнецов -
М.В.Нестеров -

1.«Иван-Царевич на Сером Волке»
2.«Иван Грозный и его сын Иван»
3. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года»
4.«Утро стрелецкой казни»
5.«Видение отроку Варфоломею»
6.«Золотая осень»
7.«Взятие снежного городка»
8.«Над вечным покоем»
9.«Март»
10. «Грачи прилетели»
11.«Богатыри»
12.«Радуга»
13.«Витязь на распутье»
14.«Переход Суворова через Альпы»
15.«Алёнушка»
16. «Бурлаки на Волге»

ОТВЕТЫ:

Репин -2,16,3;Суриков -4,7,14;Левитан -8,9,6;Саврасов -10,12;Васнецов -13,15,1,11; Нестеров -5

Общ.-литературные течения XIX века.

1.Западники начинают отсчет исторического развития с преобразований Петра I, которого еще Белинский называл "отцом России новой". Михаил Никифорович Катков на страницах основанного им в 1856 году в Москве либерального журнала "Русский вестник" пропагандирует английские пути социальных и экономических реформ.

2.Славянофилы. Если западники утверждали, что различие между просвещением Европы и России существует лишь в степени, а не в характере, то славянофилы полагали, что Россия уже в первые века своей истории, с принятием христианства, была образована не менее Запада, но "дух и основные начала" русской образованности существенно отличались от западноевропейской. Иван Васильевич Киреевский в статье "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России" выделял три существенных признака этих различий: 1) Россия и Запад усвоили разные типы античной культуры, 2) православие имело ярко выраженные самобытные черты, отличавшие его от католичества, 3) разными были исторические условия, в которых складывалась западноевропейская и русская государственность.
В европеизации России славянофилы видели угрозу самой сущности русского национального бытия. Поэтому они отрицательно относились к петровским преобразованиям и правительственной бюрократии, были активными противниками крепостного права.

3.Другим общественно-литературным течением середины 60-х годов, снимавшим крайности западников и славянофилов, было так называемое "почвенничество". Духовным его вождем был Ф. М. Достоевский, издававший в эти годы два журнала - "Время" (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865). Сподвижниками Достоевского в этих журналах являлись литературные критики Аполлон Александрович Григорьев и Николай Николаевич Страхов.
Почвенники в какой-то мере унаследовали взгляд на русский национальный характер, высказанный Белинским в 1846 году. Белинский писал: "Россию нечего сравнивать со старыми государствами Европы, которых история шла диаметрально противоположно нашей и давно уже дала цвет и плод... Известно, что французы, англичане, немцы так национальны каждый по-своему, что не в состоянии понимать друг друга, тогда как русскому равно доступны и социальность француза, и практическая деятельность англичанина, и туманная философия немца".
Почвенники говорили о "всечеловечности" как характерной особенности русского народного сознания, которую наиболее глубоко унаследовал в нашей литературе А. С. Пушкин. "
Подобно славянофилам почвенники считали, что "русское общество должно соединиться с народною почвой и принять в себя народный элемент". Но, в отличие от славянофилов, они не отрицали положительной роли реформ Петра I и "европеизированной" русской интеллигенции, призванной нести народу просвещение и культуру, но только на основе народных нравственных идеалов. Именно таким русским европейцем был в глазах почвенников А. С. Пушкин.

4.Общественный, социально-критический пафос статей позднего Белинского с его социалистическими убеждениями подхватили и развили в шестидесятые годы революционно-демократические критики Николай Гаврилович Чернышевский и Николай Александрович Добролюбов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий