воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Пробный ЕГЭ по литературе.Февраль,2013 г.Вариант 1.


         Инструкция по выполнению работы

       Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей.
      Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1–В7), требующих написания слóва, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С1, С2).
      Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8–В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С3, С4).
      Выполняя задания С1– С4, постарайтесь сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи. Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
     Часть 3 включает в себя 3 задания, из которых нужно выбрать только
ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
При выполнении заданий с развёрнутым ответом опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
      Продолжительность ЕГЭ по литературе – 235 минут. Рекомендуем
не более 2 часов отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а остальное
время – на задание части 3.
    Ответы в бланках ЕГЭ записывайте чётко и разборчиво яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
    При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком, но
записи в нём не будут учитываться при оценивании работы.
    Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
    Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать  наибольшее
количество баллов.

Желаем успеха!


Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и
выполните задания B1–B7; C1–С2

И Катерина Ивановна, в исступлении, теребила Лужина, таща его к Соне.
– Я готов-с и отвечаю… но уймитесь, сударыня, уймитесь! Я слишком вижу, что вы бойкая!.. Это… это… это как же-с? – бормотал Лужин, – это следует при
 полиции-с… хотя, впрочем, и теперь свидетелей слишком  достаточно… Я  
готов-с… Но, во всяком случае, затруднительно мужчине… по причине пола… Если бы с помощью Амалии Ивановны… хотя, впрочем, так дело не делается… Это как же-с?
– Кого хотите! Пусть кто хочет, тот и обыскивает! – кричала Катерина Ивановна, – Соня,  вывороти им карманы! Вот, вот! Смотри, изверг, вот пустой, здесь платок лежал, карман пустой, видишь! Вот другой карман, вот, вот! Видишь! Видишь!
И Катерина Ивановна не то что вывернула, а так и выхватила оба кармана, один за другим наружу. Но из второго, правого, кармана вдруг выскочила бумажка и, описав в воздухе параболу, упала к ногам Лужина. Это все видели; многие вскрикнули. Петр Петрович нагнулся, взял бумажку двумя пальцами с пола, поднял всем на вид и развернул. Это был сторублевый кредитный билет, сложенный в восьмую долю. Петр Петрович обвел кругом свою руку, показывая всем билет.
– Воровка! Вон с квартир! Полис, полис! – завопила Амалия Ивановна, – их надо Сибирь прогналь! Вон!
Со всех сторон полетели восклицания. Раскольников молчал, не спуская глаз с Сони, изредка, но быстро переводя их на Лужина. Соня стояла на том же месте, как без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей все лицо; она вскрикнула и закрылась руками.
– Нет, это не я! Я не брала! Я не знаю! – закричала она разрывающим сердце воплем и бросилась к Катерине Ивановне. Та схватила ее и крепко прижала к себе, как будто грудью желая защитить ее ото всех.
– Соня! Соня! Я не верю! Видишь, я не верю! – кричала (несмотря на всю очевидность) Катерина Ивановна, сотрясая ее в руках своих, как ребенка, целуя ее бессчетно, ловя ее руки и, так и впиваясь, целуя их. – Чтоб ты взяла! Да что это за глупые люди! О господи! Глупые вы, глупые, – кричала она, обращаясь ко всем, – да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка! Она возьмет, она! Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый-то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!.. Ах, покойник, покойник! Ах, покойник, покойник! Видишь? Видишь? Вот тебе поминки! Господи! Да защитите же ее, что ж вы стоите все! Родион Романович! Вы-то чего ж не заступитесь? Вы тоже, что ль, верите? Мизинца вы ее не стоите, все, все, все, все! Господи! Да защити ж, наконец!
Плач бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. Тут было столько жалкого, столько страдающего в этом искривленном болью, высохшем чахоточном лице, в этих иссохших, запекшихся кровью губах, в этом хрипло кричащем голосе, в этом плаче навзрыд, подобном детскому плачу, в этой доверчивой, детской и вместе с тем отчаянной мольбе защитить, что, казалось, все пожалели несчастную. По крайней мере, Петр Петрович тотчас же пожалел.
– Сударыня! Сударыня! – восклицал он внушительным голосом, – до вас этот факт не касается! Никто не решится вас обвинить в умысле или в соглашении, тем паче что вы же и обнаружили, выворотив карман: стало быть, ничего не предполагали. Весьма и весьма готов сожалеть, если, так сказать, нищета подвигла и Софью Семеновну, но для чего же, мадемуазель, вы не хотели сознаться? Позора убоялись? Первый шаг? Потерялись, может быть? Дело понятное-с; очень понятное-с… Но, однако, для чего же было пускаться в такие качества! Господа! – обратился он ко всем присутствующим, – господа! Сожалея и, так сказать, соболезнуя, я, пожалуй, готов простить, даже теперь, несмотря на полученные личные оскорбления. Да послужит же, мадемуазель, теперешний стыд вам уроком на будущее, – обратился он к Соне, – а я дальнейшее оставлю втуне и, так и быть, прекращаю. Довольно!

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

Ответом к заданиям B1–B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Ответ, содержащий набор цифр,  считается правильным, если все цифры приведены в требуемой последовательности.

В1  Назовите  литературное направление, в русле которого развивалось творчество Ф.М. Достоевского и принципы которого нашли свое воплощение во многих произведениях  второй половины ХIХ века
Ответ: ______________________________

В2  К какому жанру относится произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Ответ: ______________________________

В3 Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте,  и присущими им качествами личности.
К каждой позиции первого столбца подберите  соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи

Свойства и характеристики

А) Катерина Ивановна

1) «Не могла выносить нечистоты  и лучше согласилась мучить себя по ночам и не по силам, когда все спят, чтобы успеть к утру просушить мокрое бельё на протянутой верёвке и подать чистое, чем  видеть грязь в доме».

Б) Пётр Петрович Лужин

2) «Великодушен и добр. Чувств  своих не любит высказывать и скорей  жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нём два  противоположные   характера  поочерёдно сменяются».

В) Соня

3) « …это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, с  скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом».

 

4) «Слышал он, как и все, что существуют, особенно в Петербурге, какие-то прогрессисты, нигилисты, обличители и пр. и проч., но, подобно многим, преувеличивал и искажал смысл и значение этих названий до нелепого.  Пуще всего боялся он, вот уже несколько лет, обличения, и это было главнейшим основанием его преувеличенного беспокойства, особенно при мечтах о перенесении деятельности  своей в Петербург».


Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1
А
Б
В




Ответ:

В4 Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте,  и их дальнейшей судьбой.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

Персонажи

Дальнейшая судьба

А) Катерина Ивановна

1) покончит с  собой на рассвете у пожарной каланчи на Петербургской стороне

Б) Пётр Петрович Лужин

2) умрет после мучительного приступа болезни, не примирившись,  окончательно отчаявшись

В) Соня

3) потерпит крах в осуществлении своих планов, дальнейшая судьба предугадывается из логики воссозданного Достоевским человеческого типа

4) через терпение, смирение,  любовь обретет счастье

А
Б
В





Ответ:


В5  Как называется  свойство текста, дающее читателю возможность  из отдельных реплик, деталей понять то, что не высказывается автором прямо, а также отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям?
Ответ: ______________________________

В6 Назовите термин, которым обозначается столкновение жизненных позиций, предопределяющее развязку произведения.
Ответ: ______________________________

В7 Назовите термин, которым обозначается в искусстве неразрешимое внутренне психологическое или общественное-историческое  противоречие, развертывающееся в процессе свободного действия человека и сопряжённое с его глубоким страданием.

Ответ: ______________________________




 Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2.         
Запишите сначала номер задания, а затем дайте  связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
Выполняя  задание С1, опирайтесь на  позицию автора, раскрывая собственное видение проблемы.
Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и название художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С1   Какими качествами Ф.М. Достоевский наделяет  Петра Петровича Лужина и как они проявились в данном эпизоде?
С2    Какие персонажи  из произведений русской литературы обладают чертами, схожими с чертами  Петра Петровича Лужина? В чём можно сопоставить или противопоставить этих персонажей?
Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и
выполните задания В8 – В12; С3 – С4.

Бессонница. Гомер. Тугие  паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, –
На головах царей божественная пена, –
Куда плывете вы?  Когда бы  не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и  Гомер –  всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот  Гомер  молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
О.Э. Мандельштам
1915г.

Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В8 К какому роду литературы относится данное произведение?

Ответ: ____________________________

В9 Укажите название течения в поэзии начала ХХ века, принципы которого проявились в творчестве О.М. Мандельштама, в частности в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие  паруса…»  

Ответ: _________________________

В10 Как называется произведение, в котором лирический герой читал список кораблей, отправившихся к стенам Трои?
Ответ: ____________________________

В11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в 1- 2 строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) метафора
2) градация
3)сравнение
4) оксюморон
5) инверсия

Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов № 1




Ответ:

B12  Какой стихотворный размер использован в стихотворении?
Ответ: ____________________________

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.          
Запишите сначала номер задания, а затем дайте  связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
Выполняя  задание С3, опирайтесь на  позицию автора, раскрывая собственное видение проблемы.
Выполняя задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

C3 Какое переживание, какие мысли владеют лирическим героем приведённого стихотворения О.М. Мандельштама?
 C4 В каких стихотворениях русских поэтов тема любви, при том что является основной, звучит неявно, завуалированно?

                                                           
Часть 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.

С5.1 Почему Печорин обречён на одиночество? (По роману  М.Ю. Лермонтова 
 «Герой нашего времени».)

С5.2  Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе Ольги Ильинской?
(По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

 С5.3  В чём символичность судьбы  героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?



   

Комментариев нет:

Отправить комментарий