Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1 —В7; С1, С2.
Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре
года назад. Было темно.
–
Как
же вы поживаете? – спросила
Екатерина Ивановна.
– Ничего,
живём понемножку, – ответил Старцев.
И ничего не мог больше придумать. Помолчали.
–
Я волнуюсь, – сказала Екатерина Ивановна и закрыла руками лицо, – но вы не
обращайте внимания. Мне так хорошо дома, я так рада видеть всех и нe могу привыкнуть. Сколько воспоминаний! Мне казалось, что мы
будем говорить с вами без умолку, до утра.
Теперь он видел близко её лицо, блестящие глаза, и здесь, в
темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней
её прежнее детское выражение. И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела
на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда-то
любил её так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; её глаза
благодарили его за эту любовь. И он вспомнил всё, что было, все малейшие
подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомлённый,
возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе
затеплился огонёк.
– А помните, как я
провожал вас на вечер в клуб?
– сказал
он. – Тогда шёл дождь, было темно...
Огонёк всё разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться
на жизнь...
– Эх, – сказал он со вздохом. – Вы вот спрашиваете, как я поживаю.
Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло,
без впечатлений, без мыслей... Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников,
алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?
– Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить
о своей больнице. Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой
пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и
ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница.
И, конечно, я вас не понимала тогда, но потом, в Москве, я часто думала о вас. Я
только о вас и думала. Какое это счастье – быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое
счастье! – повторила
Екатерина Ивановна с увлечением. – Когда я думала о вас в Москве, вы
представлялись мне таким идеальным,
возвышенным...
Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал с
таким удовольствием, и огонёк в душе погас.
Он встал, чтобы идти к дому. Она взяла его под руку.
– Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, – продолжала она.
– Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, – продолжала она.
– Мы будем видеться, говорить, не
правда ли? Обещайте мне. Я не пианистка, на свой счёт я уже не заблуждаюсь и не
буду при вас ни играть, ни говорить о музыке.
Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении её
лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал
беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».
(А.П. Чехов «Ионыч»)
Ответом к заданиям В1 —В7 является слово или словосочетание.
Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №
1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и каких-либо дополнительных символов. Каждую букву пишите в
отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В1 К какому жанру относится произведение А.П. Чехова «Ионыч»?
Ответ:_____________________________ .
В2 Какой частью сюжета является приведённый
отрывок из произведения
А.П. Чехова «Ионыч»?
Ответ:_____________________________ .
ВЗ Установите
соответствие между персонажами, фигурирующими в приведённом фрагменте, и
присущими им свойствами и характеристиками.
К каждой позиции
первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
|
Свойства и
характеристики
|
А)
Старцев
Б) Екатерина Ивановна
В) Вера Иосифовна
|
I) «Худощавая милая дама в pince-nez, писала повести и
романы и охотно читала их вслух своим гостям».
2) «Она казалась ему умной и развитой не по летам. С ней он
мог говорить о литературе, об искусстве, о чём угодно...»
3) «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты,
острил, предлагал смешные задачи...»
4) «Жаль было своего чувства, своей любви, так жаль, что,
кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил по спине Пантелеймона».
|
Ответ
запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.
А
|
Б
|
В
|
Ответ:
В4 Установите соответствие
между персонажами и их предысторией.
К каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую
позицию
из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
|
ПРЕДЫСТОРИЯ
|
А)
Старцев
Б) Екатерина Ивановна
В) Вера Иосифовна
|
1) известная в городе С. дама, с мужем и дочерью жившая на
главной улице, возле губернатора, в собственном доме
2) молодая девушка, играла на рояле
3)полный, красивый брюнет, устраивал спектакли с
благотворительной целью
4) сын дьячка, выучился, был назначен в Дялиж, в девяти верстах от города С.
|
Ответ запишите цифрами в таблице и
перенесите в бланк ответов № 1.
А
|
Б
|
В
|
B5 В приведённом эпизоде А.П. Чехов
показывает внутреннее, душевное
состояние героев. Как называется принцип изображения в искусстве
душевных переживаний человека?
Ответ:_____________________________
В6 Как называется
подробность, несущая важную идейную и художественную нагрузку в создании образа
героя или в описании?
Ответ: _____________________________
В7 Как называются ответные фразы собеседников при
обмене
высказываниями?
высказываниями?
Ответ:_____________________________
Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме
5—10 предложений. Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте своё
видение проблемы. Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций
сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия
художественного произведения с обязательным обоснованием вашего выбора). Ответы
записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С1 Какие качества Старцева давали Екатерине
Ивановне основание считать его «лучшим из людей»?
С2 В каких произведениях русской литературы показано позднее прозрение
героев? Что сближает чувства этих героев с чувствами Екатерины
Ивановны?
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже
стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3 –
С4.
Бесы
Мчатся
тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин .
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин .
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
"Эй,
пошел, ямщик!"
– "Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня,
Вон - теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной,
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... "Что там в поле?" -
"Кто их знает? пень иль волк?"
Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня,
Вон - теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной,
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... "Что там в поле?" -
"Кто их знает? пень иль волк?"
Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
А.С.
Пушкин
В8 Как называется изображение картин
природы в литературном произведении?
Ответ: ______________________________
В9 Во второй и третьей строфе
стихотворения воспроизводится речь ямщика. Как называется развернутое
высказывание персонажа литературного произведения?
Ответ: ______________________________
В10 В первой, четвертой и последней строфе есть совпадающие строки. Как называется этот стихотворный прием?
Ответ: ______________________________
В11 Из приведенного ниже перечня
выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в
5- 6 строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1)
литота
2)
олицетворение
3)
анафора
4)
эпитет
5)
сравнение
Впишите
соответствующие номера в таблицу и перенесите в банк ответов №1
Ответ:
В12 Определите стихотворный размер, которым
написано приведённое стихотворение.
Ответ: _______________________________
Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк
ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
Выполняя задание С3, опирайтесь на позицию автора, раскрывая собственное видение
проблемы.
Выполняя
задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией
сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения
с обязательным обоснованием Вашего выбора).
Ответы
записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С3 Какова роль пейзажа в передаче
внутреннего состояния лирического героя?
С4 В каких произведениях, созданных русскими поэтами, звучит мотив судьбы и что сближает их с стихотворением «Бесы» А.С. Пушкина?
Часть 3
Для
выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2.
Выберите только ОДНО из предложенных ниже
заданий (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов запишите номер выбранного
вами задания. Дайте
развернутый аргументированный
ответ в жанре сочинении объемом
не менее 200 слов (сочинение объемом менее 150 слов оценивается нулем баллов).
Анализируйте
литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные
понятия. Ответ записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
C5.1Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных
персонажей?
C5.2 Чем объясняется
способность или неспособность героев романа
Л.Н. Толстого «Война и мир» к «диалектике
души»?
C5.3 В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
Комментариев нет:
Отправить комментарий