вторник, 26 февраля 2013 г.

Пробный ЕГЭ по литературе.Февраль,2013 г.Вариант 2.


Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1 —В7; С1, С2.

Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. Было темно.
       Как же вы поживаете? спросила Екатерина Ивановна.
   Ничего, живём понемножку,  ответил Старцев.
И ничего не мог больше придумать. Помолчали.
  Я волнуюсь,  сказала Екатерина Ивановна и закрыла руками  лицо, но вы не обращайте внимания. Мне так хорошо дома, я так рада видеть всех и нe могу привыкнуть. Сколько воспоминаний! Мне казалось, что мы будем говорить с вами  без умолку, до утра.
Теперь он видел близко её лицо, блестящие глаза, и здесь, в темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней её прежнее детское выражение. И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда-то любил её так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; её глаза благодарили его за эту любовь. И он вспомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомлённый, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонёк.
        А помните, как я провожал вас на вечер в клуб?сказал он.  Тогда шёл дождь, было темно...
Огонёк всё разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...
Эх,  сказал он со вздохом. Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?
   Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница. И, конечно, я вас не понимала тогда, но потом, в Москве, я часто думала о вас. Я только о вас и думала. Какое это счастье  быть земским врачом,  помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! повторила Екатерина Ивановна с увлечением.  Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным,  возвышенным...
Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал с таким удовольствием, и огонёк в душе погас.
Он встал, чтобы идти к дому. Она взяла его под руку.
  Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни,  продолжала она.
 Мы будем видеться, говорить, не правда ли? Обещайте мне. Я не пианистка, на свой счёт я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть, ни говорить о музыке.
Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении её лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».
(А.П. Чехов «Ионыч»)

Ответом к заданиям В1 —В7 является слово или словосочетание. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и каких-либо дополнительных символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1  К какому жанру относится произведение А.П. Чехова  «Ионыч»?

Ответ:_____________________________ .

В2  Какой частью сюжета является приведённый отрывок из произведения
А.П. Чехова  «Ионыч»?

Ответ:_____________________________ .

ВЗ Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в приведённом фрагменте, и присущими им свойствами и характеристиками.
     К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
     из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
Свойства и характеристики
А) Старцев

Б) Екатерина Ивановна



В) Вера Иосифовна
I) «Худощавая милая дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям».

2) «Она казалась ему умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чём угодно...»

3) «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи...»

4) «Жаль было своего чувства, своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил по спине Пантелеймона».

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.
А
Б
В




Ответ:

В4  Установите соответствие между персонажами и их предысторией.
        К каждой позиции первого столбца подберите  соответствующую
позицию  из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
ПРЕДЫСТОРИЯ
А) Старцев

Б) Екатерина Ивановна

В) Вера Иосифовна
1) известная в городе С. дама, с мужем и дочерью жившая на главной улице, возле губернатора, в собственном доме

2) молодая девушка, играла на рояле

3)полный, красивый брюнет, устраивал спектакли с благотворительной целью

4) сын дьячка, выучился, был назначен  в Дялиж, в девяти верстах от города С.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.
А
Б
В







B5  В приведённом эпизоде А.П. Чехов показывает внутреннее, душевное   состояние героев. Как называется принцип изображения в искусстве душевных переживаний человека?

Ответ:_____________________________

 В6  Как называется подробность, несущая важную идейную и художественную нагрузку в создании образа героя или в описании?

Ответ: _____________________________

 В7  Как называются ответные фразы собеседников при обмене
высказываниями?

Ответ:_____________________________


Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений. Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте своё видение проблемы. Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием вашего выбора). Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С1  Какие качества Старцева давали Екатерине Ивановне основание считать его «лучшим из людей»?

 С2 В каких произведениях русской литературы показано позднее прозрение героев? Что сближает чувства этих героев с чувствами Екатерины Ивановны?

Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3 – С4.

Бесы
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин .
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

"Эй, пошел, ямщик!"
 – "Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня,
Вон - теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной,
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... "Что там в поле?" -
"Кто их знает? пень иль волк?"

Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
А.С. Пушкин
1830 г.

В8 Как называется изображение картин природы в литературном  произведении?
Ответ: ______________________________

В9 Во второй и третьей строфе стихотворения воспроизводится речь ямщика. Как называется развернутое высказывание персонажа литературного произведения?
Ответ: ______________________________

В10 В первой, четвертой и последней строфе есть совпадающие строки. Как называется этот стихотворный прием?


Ответ: ______________________________

В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в 5- 6 строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1)      литота
2)      олицетворение
3)      анафора
4)      эпитет
5)      сравнение
Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в банк ответов №1




Ответ:

В12  Определите стихотворный размер, которым написано приведённое стихотворение.
Ответ:  _______________________________

  Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.        
Запишите сначала номер задания, а затем дайте  связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
Выполняя  задание С3, опирайтесь на  позицию автора, раскрывая собственное видение проблемы.
Выполняя задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3 Какова роль пейзажа в передаче внутреннего состояния лирического героя?
С4 В каких  произведениях, созданных русскими поэтами,  звучит мотив судьбы  и что сближает их  с стихотворением  «Бесы» А.С. Пушкина?

Часть 3

   Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2.
  Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3).
  В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания. Дайте    развернутый аргументированный  ответ в жанре сочинении  объемом не менее 200 слов (сочинение объемом менее 150 слов оценивается нулем баллов).
  Анализируйте  литературное произведение, опираясь на позицию автора,  привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Ответ записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

C5.1Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?

 C5.2  Чем объясняется способность или неспособность героев романа
Л.Н. Толстого «Война и мир» к «диалектике души»?

C5.3 В чём неоднозначность образа Сатина в  пьесе М. Горького «На дне»?


Комментариев нет:

Отправить комментарий