25 апреля на сайте Департамента образования города Москвы были опубликованы следующие темы сочинений для промежуточной аттестации учащихся 10-х классов:
1. Книга, без которой я был бы совсем другим.
2. Жизнь – это череда выборов.
3. Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?
4. Значимое и незначительное. «Главное в физике – умение пренебрегать!» (Л.Д. Ландау).
5. Зачем планировать? Как планы влияют на нашу жизнь.
6. «Перемены – это постоянная величина» (А. Дидон).
15 мая сочинение писал Петербург.Вот темы сочинений по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга:
1. «Город пышный, город бедный…» (по произведениям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя).
2. Родион Раскольников и Соня Мармеладова как два полюса души Петербурга (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
3. Почему вступление к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» стало восприниматься жителями Петербурга как гимн великому городу?
4. Мой любимый уголок Петербурга.
5. «Притворившись нотной тетрадкой, знаменитая ленинградка возвращалась в родной эфир…». «Знаменитой ленинградкой» А.А. Ахматова назвала 7-ю симфонию Д.Д. Шостаковича. Как я понимаю смысл этого олицетворения?
6. «И жизнью смерть была побеждена…». Какие уроки может вынести наш современник из истории блокадного Ленинграда?
КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
Сочинение
оценивается по пяти критериям.
Первый критерий (содержательный) является главным. Если при проверке сочинения
по первому критерию поставлено 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется: по всем
остальным критериям выставляется 0 баллов.
При оценке следует учитывать объем
написанного сочинения. Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа
считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Максимальное
количество слов в сочинении не установлено, но обучающийся в определении объема
своего сочинения должен исходить из того, что на всю работу отводится 4 часа.
Рекомендуемое максимальное количество слов в сочинении 400 слов.
1.
Глубина
раскрытия темы
|
|
Обучающийся
раскрывает тему сочинения и /или отвечает на поставленный вопрос,
аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы,
тезисы
аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры,
обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или
иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения
|
2
|
Обучающийся
раскрывает тему сочинения поверхностно
и /или отвечает на поставленный вопрос, и/илиаргументирует свои тезисы в
соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного
произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту
литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано
логикой и содержанием сочинения
|
1
|
Обучающийся
не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к
тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует
|
0
|
2.
Знание текста
художественного произведения и/или фактов истории, культуры
|
|
Обучающийся
показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует,
пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов
истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их)
фактические
ошибки и неточности отсутствуют
|
2
|
Показывает
недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и
интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию пересказом
и/или
допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового
материала
|
1
|
Показывает
незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать
и/или допускает
более 3 фактических ошибок
|
0
|
3.
Культурологическая
и/или филологическая компетентность
|
|
Обучающийся
применяет термины и понятия литературоведения, культурологии,
искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа
|
1
|
Не
применяет термины и понятия литературоведения, культурологии,
искусствоведения
|
0
|
4.
Композиционная
цельность и логичность изложения
|
|
Сочинение
характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри
смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
|
2
|
Сочинение
характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между
собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и
необоснованные повторы и/или
в
сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной
связи между смысловыми частями, и/или
мысль повторяется и не развивается
|
1
|
В
сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые
нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие
понимание смысла сочинения
|
0
|
5.
Следования
нормам речи
|
|
Речевых
ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок
|
2
|
Допущены
3 – 4 речевые ошибки
|
1
|
Допущено
5 и более речевых ошибок
|
0
|
Максимальный
балл:
|
9
|
Примечание
Учитель вправе
поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий,
нестандартный подход, оригинальность стиля.
Рекомендации по
переводу баллов в школьные оценки (по пятибалльной системе)
8, 9, 10
|
5
|
6, 7
|
4
|
4, 5
|
3
|
1, 2, 3
|
2
|
0
|
1
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий