Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и продолжают существовать и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. Например:
Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Таким образом фабуле, в отличие от сюжета, приписывается обязательное изложение событий произведения в их временной последовательности.
Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Таким образом фабуле, в отличие от сюжета, приписывается обязательное изложение событий произведения в их временной последовательности.
Существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета».
Сюжет (от французского sujet — предмет) — это «цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах».
Фабула — это «выпрямленный» сюжет, т.е. те же самые события, но в их естественном, хронологическом порядке, так, как они происходили или могли бы происходить в действительности; при этом последовательность событий в сюжете может совпадать с фабульной, а может и отличаться от неё.
Как же практически размежевать сюжет и фабулу, как «достать» фабулу из сюжета? Критерий размежевания - возможность или невозможность перевода, «фабула, - это то, что поддается переводу, когда телевизионный диктор коротко излагает нам события предыдущих серий фильма, он пересказывает именно фабулу, о сюжете мы получим представление, только увидев эти серии на экране. Фабула оперного спектакля содержится в его либретто, изложенном в театральной программке. Исходное содержание слова «фабула» - басня, сказка история, перевод. «Сюжет» - означает «предмет», то есть то, для чего написано произведение. Сюжет - это цель автора, а фабула - средство достижения этой цели». Действительно, очень часто бывают трудно или невозможно пересказывать событийное содержание лирических произведений, в которых фабула чаще всего ослаблена, дается фрагментарно, то есть в силу ассоциативности, быстрого хода впечатлений и чувств, очерчиваемых в произведении, не успевает оформляться в завершенное событие: «сюжет в произведениях чистой лирики... - это динамика переживания, реализованного в поэтическом слове, которое никаким другим словом заменить нельзя. Лирический сюжет не поддается переводу, следовательно - фабула в нем отсутствует (точнее - находит «фрагментарное» проявление)...».
Основные элементы сюжета — экспозиция, завязка, развитие действия, кульминационный момент, развязка,заключение.
Экспозиция (от лат. expositio — изложение, объяснение) представляет собой описание событий, предшествующих завязке. Ее основные функции — ознакомление читателя с обстановкой, в которой будут разворачиваться события, и с персонажами, действующими в данном произведении. Экспозиция может занимать целые главы произведения (например, в романе И.А. Гончарова «Обломов» экспозиционную роль играет вся первая часть произведения, 1—10 главы), может находиться не только в начале произведения, но и в его конце (например, в поэме «Мёртвые души» биография Чичикова, имеющая экспозиционное значение, помещена в 11 главу).
Завязка — событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации, отправной момент в развертывании сюжета. Завязка может присутствовать в произведении явно, обособленно, как суверенный, самостоятельный элемент сюжета, а может вырастать из экспозиции. Если в произведении не одна, а несколько сюжетных линий, каждая имеет свою завязку, что не исключает наличия общей завязки.
Развитие действия — вся система последовательного развертывания событийного плана от завязки до развязки.
Кульминация (от лат. culmen — вершина) — момент наивысшего напряжения конфликта, имеющий решающее значение для его разрешения.
Развязка — событие, разрешающее конфликт. Иногда развязка совпадает с финалом; если же финал открытый, то развязка может отсутствовать.
Двигателем сюжета является конфликт — противоборство, возникающее на основе противоречий между характерами или между характерами и обстоятельствами (внешний конфликт), или в душе героя (внутренний конфликт). Конфликт может иметь социальный характер, семейно-бытовой, психологический, философский. В одном произведении помимо основного конфликта на развитие действия могут оказывать влияние конфликты частного характера.
В художественном произведении может присутствовать несколько сюжетных линий, каждая из которых образована из цепочки событий, в которых участвуют одни и те же действующие лица. Например, в романе «Евгений Онегин» можно проследить сюжетные линии: история любви Онегина и Татьяны, история любви Ленского и Ольги, история замужества няни, история замужества матери Татьяны, история Автора. Наличие нескольких сюжетных линий не нарушает целостности произведения, т.к. они объединены общей темой и представляют разные варианты её развития. Каждая сюжетная линия может иметь свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Сюжеты подразделяются на исторические и современные, фантастические, любовные, авантюрные, военные, приключенческие, семейные и т.д. Кроме того, все сюжеты можно разделить на хроникальные и концентрические. В хроникальных сюжетах события и конфликты сменяют друг друга во времени, следуя друг за другом — это позволяет показать героя в развитии. В концентрических сюжетах преобладают причинно-следственные связи между событиями, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего, подчиняясь логике основного конфликта — личность героя не развивается, а «выясняется». В произведениях русской классической литературы преобладает сюжет смешанного типа, позволяющий не только развернуть события во времени, но и выстроить их в соответствии с логикой конфликта.
Некоторые особо распространённые сюжеты, наблюдаемые в произведениях разных эпох и народов, называются «бродячими».
Комментариев нет:
Отправить комментарий