1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения / когда написано, по какому
поводу, кому посвящено/.
3.Жанр стихотворения:эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
4. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /.
Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста.Цитаты
из текста, подтверждающие выводы. Какое настроение становится для стихотворения
определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения,
если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
5.Композиция стихотворения, его деление на строфы /как
соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая
строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи
стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
6.Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная
мысль автора, тема и идея стихотворения:
-Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие
главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
-Проанализировать художественные приёмы (тропы), которые использует
автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и др.
-Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
-Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи):
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
-Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
-Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи):
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
-Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
8.Ритм стиха, стихотворный размер,рифма.
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
9. Мое восприятие
этого стихотворения.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли
в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение
с творчеством другого поэта.
Спасибо, очень помогло.))
ОтветитьУдалитьПремного благодарна, всё очень подробно и понятно, с дополнениями и пояснениями.
ОтветитьУдалитьМой анализ по этому плану вышел очень информативным, спасибо ещё раз!
Большое спасибо)))
ОтветитьУдалитьогромное спасибо))))
ОтветитьУдалитьспосибо помогло
ОтветитьУдалитьПомогло, но этот анализ подходит для 10-11 классов!
ОтветитьУдалитьшикарно
ОтветитьУдалитьспасибо
ОтветитьУдалить