вторник, 24 июля 2012 г.

ЕГЭ по литературе.Структура работы.Критерии проверки и оценки.


В экзаменационной работе выделены три части, содержащие комплекс заданий для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

В частях 1 и 2 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса. Общая структура первых двух частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности. Последнее задание в частях 1 и 2 работы предполагает выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанному в задании аспекту сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения, состоит из 9 заданий:

• 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;
• 2 заданий (C1, С2), требующих написания связного текста в объеме 5–10 предложений.

Часть 2, предполагающая анализ лирического произведения (стихотворения или фрагмента лирической поэмы), состоит из 7 заданий:

• 5 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;
• 2 заданий (C3, С4), требующих написания связного текста в объеме 5–10 предложений.

Часть 3 работы требует от участников ЕГЭ полноформатного развернутого высказывания на литературную тему (таким образом, к отработанному в частях 1 и 2 литературному материалу добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса). Выпускнику предлагается 3 вопроса (C5.1–С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 2 – по произведениям второй половины XIX в.; 3 – по произведениям XX в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Работа такого типа дает выпускнику возможность выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени
отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины,ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме).

С1 и С3

1. Точность и полнота ответа  
а) экзаменуемый обнаруживает понимание сути вопроса, опирается на позицию автора произведения; аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы; опирается на художественный текст, не подменяя его анализа пересказом; фактические ошибки в ответе отсутствуют;               3
б) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос;
 и (или) не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь
 собственной точкой зрения;
 и (или) неубедительно обосновывает свои тезисы;
 и (или) частично подменяет анализ текста его пересказом;
 и (или) допускает 1 фактические ошибки;    
 2
в) экзаменуемый упрощённо понимает вопрос и не учитывает позиции автора, давая искажённое толкование проблематики произведения; и / или рассуждает поверхностно, не подкрепляя своих тезисов необходимыми аргументами, частично подменяя анализ текста его пересказом; и / или допускает 2 фактические ошибки;        
1
г) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;
 и (или) подменяет анализ пересказом текста;
 и (или) допускает 3 фактические ошибки и более.  
0
2. Следование нормам речи  
а) допущено не более 1-й речевой ошибки 1
б) допущено более 1-й речевой ошибки 0

Максимальный балл   4

С2 и С4

1.Точность и полнота ответа   
а) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
фактические ошибки в ответе отсутствуют;  
4
б) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов, но не всегда убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
и / или убедительно обосновывает выбор одного из произведений;
и / или допускает 1 фактическую ошибку;    
3
в) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию;, но указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает свой выбор;
и / или допускает 2 фактические ошибки;    
 2
г) экзаменуемый, отвечая на вопрос, не опирается на авторскую позицию, и/ или указывает названия двух произведений и их авторов, но не обосновывает свой выбор и / или допускает 3 фактические ошибки;
1
д) экзаменуемый не отвечает на вопрос, или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию;
и/ или указывает название одного произведения и его автора, но необосновывает свой выбор;
и/ или допускает более 3 фактических ошибок.       
 0
2. Следование нормам речи  
а) допущено не более 1-й речевой ошибки 1
б) допущено более 1-й речевой ошибки  0

Максимальный балл   5

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.

1. Глубина понимания темы сочинения и убедительность приводимых в сочинении суждений: 
а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют                3
б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает; и (или) допускает 1–2 фактические ошибки     2
в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию;
и (или) не обосновывает свои тезисы;
и (или) допускает 3–4 фактические ошибки  1
г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения; и (или) допускает более 4-х фактических ошибок         0

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями:
а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют 3
б)экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, но допускает  отдельные неточности  в их употреблении            2
в) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, но не использует их для анализа произведения, и / или допускает 1 ошибку в их употреблении         1
в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия; или допускает более одной ошибки в их употреблении.               0

3. Обоснованность привлечения текста произведения:
а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.)                3
б) текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом         2
в) текст привлекается только как пересказ изображенного 1
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются     0

4. Последовательность и логичность изложения:
а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3
б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы        2
в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и (или) мысль повторяется и не развивается               1
г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения               0

5. Следование нормам речи:
а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка   3
б) допущено 2 - 3 речевые ошибки    2
в) допущено 4 речевые ошибки   1
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)    0

Максимальный балл 15

Всего - 45 баллов

Комментариев нет:

Отправить комментарий