пятница, 20 июля 2012 г.

Сочинение ЕГЭ по русскому яз.Согласие/несогласие с автором и аргументация.


5. Ваша точка зрения.
Она может совпадать с авторской, может отличаться от нее. Заявить “Я согласен/не согласен с автором” мало. 6.Требуется привести 2 аргумента.

Где искать аргументацию?
 А) личный жизненный опыт (ну придумайте что-нибудь, что происходило с вами/друзьями/родственникамми/соседями, подтверждающее вашу мысль.

 Б) знания (вы в школе учили историю/биологию/физику/обществознание и т.д. – вот и вспоминайте научние факты, способные подтвердить вашу точку зрения).

 В) читательский опыт (литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры).

Если вы приведете 2 аргумента из читательского опыта или 1 аргумент из читательского опыта + 1 аргумент из жизненного опыта, то получите 3 балла. Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла .

Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо написать «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о… (считает, что…)». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать.
Сначала пишется согласие или несогласие с авторской точкой зрения, а далее нужно привести два аргумента (1 из литературы и 1 из жизненного опыта или 2 из литературы), третий – не засчитывается. 

Речевые клише для аргументации собственной позиции:

Для согласия/несогласия с позицией автора:
 • Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на проблему... 
 • Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
 • Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
 • Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
 • Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что ...
 • Мне близка позиция автора тем, что …
 • Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…
 • Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…
 • Нельзя не согласиться с автором в том, что…
 • Кажется спорной мысль автора о том, что…
 • Текст (ФИО автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны…
 • С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…
 • Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…
 • Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…
 • При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).

С использованием жизненного опыта:
• Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …
 • Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…
 • Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что…
 • Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но, тем не менее, нечто подобное было и в моей жизни:
 • Как часто приходится сталкиваться с ...
 • Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...?
 • Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ...
 • К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...
 • Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…
 • Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...;
 • Еще Петр 1 говорил, что...;
 • Любой историк скажет вам, что...;
 • Большинство врачей считают, что...;
 • Как установлено японскими учеными... и т. п.
 • Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...
 • Обращает на себя внимание и то (Неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи ...

 Из читательского опыта:
 • Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности... 
 • Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях ...
 • Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Критерии оценки части "С"

I. Содержание сочинения.

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

3 балла: экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
2 балла: экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания,жизненный опыт),
или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.
1 балл: экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.
0 баллов: экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не соласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,
или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: "Я согласен/не согласен с автором"), или вообще не отражено в работе.


1 комментарий: