Роман («книга в книге»)был
впервые опубликован в 1927 году в Германии. Это произведение (так сказано в
аннотации) узаконило для нонконформистской культуры второй половины минувшего
столетия принципы постмодернистской литературы.Без этого романа в авангардизме
ХХ века не было бы очень и очень многого.
Нонконформи́зм (от лат. non —
«не» и поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — стремление индивида
придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение
и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе
или группе.В некоторых случаях нонконформизмом называют просто
готовность индивида отстаивать свою личную позицию в тех случаях, когда она
противоречит позиции большинства.
В 1946 году Гессе присуждают
Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «За вдохновенное творчество, в
котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
***
- Я много раз пытался поговорить
с вами о музыке - мне было бы интересно услышать ваше мнение, ваши возражения,
ваши суждения. Но вы не удостаивали меня даже самым скупым ответом.
Он самым приветливым образом засмеялся
и на сей раз не оставил меня без ответа, а невозмутимо сказал:
-
Видите ли, по-моему, вовсе не стоит говорить о музыке. Я никогда не говорю о
музыке. Да и что мог бы я вам ответить на ваши очень умные и верные слова? Ведь
вы же были совершенно правы во всем, что вы говорили. Но, видите ли, я
музыкант, а не ученый, и я не думаю, что в музыке правота чего-то стоит. Ведь в
музыке важно не то, что ты прав, что у тебя есть вкус, и образование, и все
такое прочее.
- Ну да. Но что же важно?
- Важно играть, господин Галлер, играть
как можно лучше, как можно больше и как можно сильнее! Вот в чем штука, мосье.
Если я держу в голове все произведения Баха и Гайдна и могу сказать о них самые
умные вещи, то от этого нет еще никому никакой пользы. А если я возьму свою
трубу и сыграю модное шимми, то это шимми, хорошее ли, плохое ли, все равно
доставит людям радость, ударит им в ноги и в кровь. Только это и важно.
Взгляните как-нибудь на балу на лица в тот момент, когда после долгого перерыва
опять раздается музыка, - как тут сверкают глаза, вздрагивают ноги, начинают
смеяться лица! Вот для чего и играешь.
- И все-таки нельзя ставить на одну
ступень Моцарта и новейший фокстрот. И не одно и то же - играть людям
божественную и вечную музыку или дешевые однодневки.
Заметив волнение в моем голосе, Пабло
тотчас же состроил самую милую физиономию, ласково погладил меня по плечу и
придал своему голосу невероятную мягкость.
- Ах, дорогой мой, насчет ступеней вы,
наверно, целиком правы. Моцарта, возможно, будут играть и через сто лет, а
"Валенсию" не будут - это, я думаю, мы можем спокойно предоставить
Господу Богу, Он справедлив и ведает сроками, которые суждено прожить нам всем,
а также каждому вальсу и каждому фокстроту, Он наверняка поступит правильно. Мы
же, музыканты, должны делать свое дело, выполнять свои обязанности и задачи: мы
должны играть то, чего как раз в данный момент хочется людям, и играть мы это
должны как только можно лучше, красивей и энергичней.
***
***
Ты слишком требователен и голоден
для этого простого, ленивого, непритязательного сегодняшнего мира, он отбросит
тебя, у тебя на одно измерение больше, чем ему нужно. Кто хочет сегодня жить и
радоваться жизни, тому нельзя быть таким человеком, как ты и я. Кто требует
вместо пиликанья - музыки, вместо удовольствия - радости, вместо баловства -
настоящей страсти, для того этот славный наш мир - не родина...
***
***
Пока мы товарищи, мы люди,
которые надеются стать друзьями, потому что мы узнали друг друга. Теперь мы
будем оба друг у друга учиться и друг с другом играть. Я покажу тебе свой
маленький театр, научу тебя танцевать и быть немножко веселей и глупей, а ты
покажешь мне свои мысли и кое-что из своих знаний.
-Вспомни тот вечер, когда ты,
раздавленный отчаяньем, метнулся ко мне из мучительного своего одиночества и
стал моим товарищем! Почему же, по-твоему, я тогда смогла узнать тебя и понять?
- Почему, Гермина? Скажи мне!
- Потому что я такая же, как ты.
Потому что я так же одинока, как ты, и точно так же, как ты, неспособна любить
и принимать всерьез жизнь, людей и себя самое. Ведь всегда находятся такие
люди, которые требуют от жизни самого высшего и не могут примириться с ее
глупостью и грубостью.
- Ишь ты! - воскликнул я
изумленно. - Я понимаю тебя, мой товарищ, никто не поймет тебя так, как я. И
все же ты для меня загадка. Ты же так играючи справляешься с жизнью, у тебя же
есть это чудесное уважение к ее мелочам и радостям, ты так искусна в жизни. Как
ты можешь страдать от нее? Как ты можешь отчаиваться?
Комментариев нет:
Отправить комментарий