Федор. Не надо стараться, мама. Надо просто сделать так, чтобы она чувствовала себя как дома. Ну, разве это трудно?
Клавдия Васильевна. Я не знаю, Федя, как она чувствовала себя дома. Я знаю только, что вы посылаете ее родителям сто рублей в месяц, и все.
Федор. А много ли старикам надо? Леночка считает -- вполне достаточно,тем более что у них сейчас пенсия прибавилась.
Клавдия Васильевна. А ты как считаешь?
Федор. Я не вникаю в денежные вопросы, мама. У меня от одной работы голова трещит. В институте только неприятности... Да, да, я не хотел тебе этого говорить!.. Хоть уходи оттуда... Впору совсем бросить научную работу, перейти только на лекции.
Клавдия Васильевна. А не жаль будет, Федя?
Федор. Конечно, жаль. Так хорошо у меня пошло тогда, а теперь просто загрызли. Эти Перевозчиковы, Тюрины, Крыловы житья не дают.
Клавдия Васильевна. Кажется, именно Перевозчиков тогда о тебе такую хорошую статью написал?
Федор. А теперь еле кланяется.
Клавдия Васильевна. Обидно.
Федор. Еще бы!
Клавдия Васильевна. А ведь он тебя на защите диссертации при всех расцеловал, помнишь? Я тогда сидела в самом последнем ряду и плакала.
Федор молчит.
Федор (после паузы). Ну ничего! Вот засяду за свою "заветную" -- я еще покажу им себя! Я докажу...
Клавдия Васильевна (с грустью). Ничего и никому ты уже не докажешь,Федя.
Федор. Почему это?
Клавдия Васильевна. Потому что все меняется на свете.
Федор. Что?
Клавдия Васильевна. Все.
Федор. Нет, ты договаривай.
Клавдия Васильевна. Так я постараюсь, чтобы дети ничем не досаждали Леночке.
Федор. Я знаю, что ты подразумеваешь: я переменился? Да?
Клавдия Васильевна. Вы будете ужинать?
Федор. Нет, ты скажи -- я переменился?
Клавдия Васильевна. Да, Федя.
Федор. В какую же сторону?
Клавдия Васильевна. Ты не обижайся на меня, Федя, но ты становишься маленьким... мещанином.
Федор (смеется). Ах, вон что! Все-таки, мама, у меня есть кое-какое имя в научном мире, со мной многие считаются, ценят...
Клавдия Васильевна. По-моему, Федя, даже академик со временем может стать простым обывателем.
Федор. Извини, мама, но и ты... не героиня.
Клавдия Васильевна. Хочешь сказать -- я тоже мещанка?
Федор. Это слишком обидное слово, мама.
Клавдия Васильевна. Я же не постеснялась тебе его сказать.
Федор. Ты -- мать
Клавдия Васильевна. А разве ты знаешь, о чем я думаю, когда варю вам обед, чищу картошку, стираю белье, мою пол, пришиваю пуговицы?! Я думаю о вас! Моя жизнь сложилась не совсем так, как я хотела. Моя ли в этом вина, не моя - не знаю. Но у меня есть вы, четверо. И вы - это я! Я хочу, чтобы вы были такими людьми, какой я сама хотела стать.
Федор. Героями?
Клавдия Васильевна. Во всяком случае -- интересными людьми. Помнишь, в девятом классе ты явился домой пьяным?.. Я не испугалась, нет! В жизни может быть всякое, особенно с подростком. Но ты пришел еще раз, еще, еще, и все в нетрезвом виде. Я ударила во все колокола: я подняла школу, комсомол, и мы вытащили тебя из этой компании. Помню, ночью ты лежал вот на этом диване и тяжело хрипел. Страшно сказать тебе, Федя, но я тогда подумала: если он не переменится, пусть лучше умрет. Когда ты будешь отцом, Федя, ты поймешь, какая это была страшная мысль! Любая ваша победа в жизни, пусть самая маленькая, любой ваш красивый поступок -- это моя радость. Ваши успехи - они целиком ваши, я не присваиваю себе ничего, только бываю счастлива! Но ваши неудачи, особенно измены человеческому достоинству, они просто пугают меня, хочется кричать от обиды! Я как будто падаю вниз, в грязь!.. Как будто рушится здание, которое я возводила своими руками в бессонные ночи, когда вы были крохотными, в тревоге, в слезах, в радости.
Пауза.
Федор (тихо). Ты обвиняешь во всем Леночку?
Клавдия Васильевна. И тебя, Федя.
Федор. В чем же ты ее обвиняешь?
Клавдия Васильевна. Она плохая жена.
Федор. Вон как!
Клавдия Васильевна. Может быть, мои слова и не принесут пользы -- говорят, дневная кукушка ночную не перекукует, -- но я скажу. Хорошая жена, Федя, больше всего заботится о человеческом достоинстве своего мужа, уже потом она может гордиться его славой, чином, званием, материальными успехами. Но если муж -- мелкий человечишка, пройдоха или жулик, то, поверь, и жена у него точь-в-точь такая же.
Федор. Слава богу, я не пройдоха, не жулик...
Клавдия Васильевна. Можешь им стать.
Федор. Ты уже преувеличиваешь, мама.
Клавдия Васильевна. Нет, я просто стараюсь всегда заглядывать вперед.
Федор. В чем же ты обвиняешь меня?
Клавдия Васильевна. В супружеской жизни часто бывает -- кто кого
потянет за собой. Так ты будешь ужинать?
Федор. Подожди. Но я люблю Леночку, ты понимаешь, люблю! Могу я иметь
право на это счастье?
Клавдия Васильевна. Счастье ли это, Федя?
Голос Леночки: "Федя!"
Федор. До сих пор считалось: любовь -- это одно из высоких и чистый чувств, возвышающих человека.
Клавдия Васильевна. Это неправда, Федя.
Федор. Да я по себе чувствую.
Клавдия Васильевна. Очень часто любовь принижает человека, разрушает его жизнь. Я даже не знаю, совершено ли во имя любви на земле больше высоких поступков или подлых.
Голос Леночки: "Федор!"
Ну, иди, иди.
Федор. Что же я, по-твоему, должен сделать?
Клавдия Васильевна. Ты совсем взрослый мальчик, Федя. (Подходит к сыну,
целует его в лоб.)
Голос Леночки; "Федор!"
Иди же, иди, не геройствуй.
В.Розов."В поисках радости".
«Шумный день» — советский чёрно-белый художественный фильм, снятый совместно режиссёрами Георгием Натансоном и Анатолием Эфросом в 1960 году на киностудии «Мосфильм» по пьесе Виктора Розова «В поисках радости». Впервые произведение было опубликовано в журнале «Театр» в 1957 году. За первые два месяца проката фильм посмотрело 18 млн зрителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий