О новых подходах к госэкзамену по литературе в интервью РИА Новости рассказал профессор кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов по литературе Сергей Зинин.
- Сергей Александрович, кто разрабатывает экзаменационные задания по литературе?
- Контрольные измерительные материалы по литературе, как и по другим предметам, создаются в Федеральном институте педагогических измерений. Все члены Федеральной комиссии имеют ученую степень: доктора педагогических наук и кандидаты наук. Этих специалистов нельзя назвать кабинетными учеными, они имеют богатую педагогическую практику, некоторые учат школьников, совмещая работу в вузе и в школе.
Также ежегодно для экспертизы экзаменационных вариантов привлекается не менее 9 экспертов, в их числе преподаватели МГУ, МПГУ и других вузов, методисты, учителя, авторы пособий и учебников. Разработчики внимательно относятся ко всем конструктивным замечаниям и поэтому каждый год задания совершенствуются.
- ЕГЭ по литературе еще недавно вызывал споры как в кругу специалистов, так в обществе. В последнее время они утихли, что изменилось?
- Прежде всего, изменился характер существования ЕГЭ по литературе в сознании людей. Ушли в прошлое мифы о "кроссвордных" тестах - экзамен просто стали сдавать, и он оказался не только не "оболванивающим", а, напротив, стимулирующим чтение и осмысление литературы. Основу экзамена составляют задания, требующие развернутого письменного высказывания. Он даже отдаленно не напоминает метод с угадыванием ответа - свою "правоту" надо доказать, опираясь на знание текста. Кому "мешает" такой экзамен?
- Означает ли это, что прежняя практика воспроизведения на экзамене "готовых", клишированных сочинений ушла в прошлое?
- Само сочинение, к счастью, сохранило свои позиции в КИМах, но теперь оно в системе поэтапной проверки знаний. Вначале экзаменуемому предстоит работа с конкретными литературными текстами, например, анализ фрагмента произведения, разбор стихотворения, а затем он должен выбрать из трех предложенных тем сочинения ту, по которой ему хочется высказаться, с привлечением определенного историко-литературного и культурного контекста. И тут никакие "вялые" заготовки и интерактивные шпаргалки не помогут - нужна творческая работа. Так что никакого "натаскивания на тесты" в период подготовки к экзамену не предполагается и уж тем более не приветствуется. Задания базового уровня сложности выявляют знание выпускником необходимых понятий и литературных категорий, то есть самого "языка" дисциплины, а вопросы С1-С5 - способность на этом языке изъясняться. Всему этому и учат на уроках литературы.
- Будет ли в дальнейшем совершенствоваться экзамен?
- Ежегодно экзаменационная модель уточняется. В последних версиях значительно возросла доля заданий, требующих не простой "идентификации" терминов и фактов, а понимания роли и места сюжетных элементов или средств художественной изобразительности в произведении.
Совершенствуются критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Материал для размышлений дают сами работы выпускников, "подсказывающие", в каком направлении нужно корректировать тот или иной критерий.
- Как выглядит КИМ по литературе?
- Экзаменационная работа состоит из трех частей. Первая часть включает 7 заданий с кратким ответом, требующих написания слова или сочетания слов, и два задания с развёрнутым ответом в объеме 5-10 предложений.
Задания второй части предполагают анализ произведения, стихотворения или фрагмента поэмы. Эта часть включает в себя пять заданий с кратким ответом и два задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений.
Задание третьей части - сочинение на литературную тему, которое формулируется в виде проблемного вопроса, предоставляется на выбор три темы.
Важное место в экзаменационной работе занимают художественные тексты, которые включены для анализа в две первые части. При выполнении задания третьей части выпускник должен опираться на художественный текст по памяти. Уровень подготовки выпускника по литературе выявляется, прежде всего, путем проверки его умений интерпретировать текст и создавать связные монологические высказывания.
- Что изменилось в КИМах по литературе 2012 года?
- Изменения можно назвать существенными. В блок заданий базового уровня введены новые задания на установление соответствия и на множественный выбор из перечня, но общее число заданий осталось неизменным. Существенно усовершенствована система проверки и оценивания выполнения заданий, требующих написания развернутого ответа.
При оценивании заданий С1 и С3 учитывается речевое оформление ответа. Уточнены названия критериев, существенно переработаны формулировки большей части критериев заданий С1-С5. Принципиально переработаны критерии проверки и оценивания выполнения заданий С2 и С4, вместо трех введено четыре позиции оценивания. Изменения привели к увеличению максимального балла с 3 до 4. В результате максимальный балл за экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 43.
- Как Вы считаете, в чем плюсы и минусы ЕГЭ по литературе как экзамена по выбору?
- С одной стороны, профильный экзамен повышает мотивацию выпускника, нацеливает его на серьезную подготовку к "своему" предмету. С другой - "необязательность" ЕГЭ по литературе ослабила позиции предмета среди образовательных дисциплин. А позиции эти более чем значимы: вновь ныне востребованные ценности, такие, как патриотизм, гражданственность, а они формируются на уроках литературы. И в этом смысле свой экзамен на духовную зрелость должен сдать каждый выпускник, а не только тот, у кого он входит в набор, необходимый для поступления в вуз. Думается, что точка в судьбе экзамена по литературе еще не поставлена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий