четверг, 28 ноября 2013 г.

Пишите письма...

 А. Х.
«Давай»,-согласилась я, не подумав, на предложение написать друг другу письма  и почти сразу осознала, что не писала их давным-давно.

Я сейчас говорю о настоящем письме, написанном на бумаге, иногда с какими-то милыми ошибками, с  зачёркиваниями, о письме, запечатанном в конверт…Поймала себя на мысли, что даже не знаю, какие сейчас конверты. Помню раньше языком обслюнявишь - заклеила. O tempora! O mores!

Письмо…Сколько в нём того, чего невозможно сказать вслух. От смущения, от  избытка эмоций, от страха увидеть глаза собеседника, от страха услышать «нет»…Сколько в нем…самого человека. То же самое можно сказать и о книге в переплёте в отличие от электронной.

Письмо Татьяны Онегину, письмо  Обломова Ольге Ильинской, письма Макара  Девушкина и  Варвары  Добросёловой…

Вот письмо, оставленное Гагиным для господина Н.Н.: «Я развернул письмо. Ко мне писал Гагин; от Аси не было ни строчки. Он начал с того, что просил не сердиться на него за внезапный отъезд; он был уверен, что, по зрелом соображении, я одобрю его решение. Он не находил другого выхода из положения, которое могло сделаться затруднительным и опасным. "Вчера вечером, - писал он, - пока мы оба молча ждали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки. Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе. Она мне все сказала; для ее спокойствия я должен был уступить ее повторенным, усиленные просьбам". В конце письма он изъявлял сожаление о том, что наше знакомство так скоро прекратилось, желал мне счастья, дружески жал мне руку и умолял меня не стараться их отыскивать».

Если вы читали роман «Шёлк» А.Барикко, то помните письмо, которое получил Эрве Жонкур в  конверте горчичного  цвета. «Вскрыв конверт, он  обнаружил  семь  листов бумаги, испещренных мелким геометрическим почерком: черные чернила, японские иероглифы. Кроме имени и адреса на конверте, в послании ни слова  латинскими буквами. Судя по штемпелю, письмо отправили из Остенде. Эрве Жонкур долго  листал и разглядывал  его. Письмо напоминало каталог миниатюрных птичьих лапок, составленный с невменяемым усердием. Хотя  и  это были какие-то значки. Иначе говоря, прах сгоревшего голоса».

Вот письмо, которое получил герой «Чистого понедельника» И.Бунина… «Письмо, полученное мною недели через две после того, было кратко - ласковая, но твердая просьба не ждать ее больше, не пытаться искать, видеть: "В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг... Пусть Бог даст сил не отвечать мне - бесполезно длить и увеличивать нашу муку..."».

А письмо Желткова! «В шесть часов пришел почтальон. На  этот  раз  Вера  Николаевна  узнала почерк Желткова и с нежностью, которой она в себе не  ожидала,  развернула письмо:
Желтков писал так:
«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне,  как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не  интересует  в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни  философия,  ни  забота  о  будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается  только  в  Вас.  Я  теперь чувствую, что каким-то  неудобным  клином  врезался  в  Вашу  жизнь.  Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и  никогда  не  вернусь,  и ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен  Вам  только  за  то,  что  Вы  существуете.  Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и  в  глазах  Вашего  брата,  Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "_Да святится имя Твое_".
Восемь лет тому назад я увидел Вас в пирке в ложе, и тогда же в  первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше,  нет  ни  зверя,  ни  растения,  ни  звезды,  ни человека прекраснее Вас и нежнее. В  Вас  как  будто  бы  воплотилась  вся красота земли...
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня  заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом.  Я  очень  стыжусь  и мысленно краснею за  мой  дурацкий  браслет,  -  ну,  что  же?  -  ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.
Через десять минут я уеду, я успею только  наклеить  марку  и  опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого  никому  другому.  Вы  это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок,  который,  я  признаюсь,  украл.  Вы  его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, - о,  как  я ее целовал, - ею Вы запретили мне  писать  Вам.  Программу  художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли  на  стуле  при выходе... Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что  Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что  Вы  очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, -  так  вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur, N 2, op. 2.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в  жизни,  единственным  утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши  руки. Г.С.Ж.".

Все помнят стихотворение Анны Ахматовой:
 Ты письмо мое, милый, не комкай.
 До конца его, друг, прочти.
 Надоело мне быть незнакомкой,
 Быть чужой на твоем пути…

 «Поэзу отказа» Игоря Северянина:
 Она мне прислала письмо голубое,
Письмо голубое прислала она.
И веют жасмины, и реют гобои,
И реют гобои, и льется луна.
О чем она пишет? Что в сердце колышет?
Что в сердце колышет усталом моем?
К себе призывает! — а больше не пишет,
А больше не пишет она ни о чем...

Письма, письма, письма… Красиво! Куда нам сегодняшним! Такие письма требуют времени, таланта, особого мироощущения.

Села писать письмо. Вспомнила «Письма к Андрею» Гришковца, «Письма о добром и прекрасном» Лихачёва, «Последнее письмо к А.» М.Арбатовой, вспомнила фильм «Чужие письма»…

Нет, не пишется. Электронное - пожалуйста, а на бумаге… Не идёт! Времени нет, увы. А жаль. Какое удовольствие утром из почтового ящика достать конверт и…


Комментариев нет:

Отправить комментарий