воскресенье, 1 июня 2014 г.

Я сдам ОГЭ по русскому языку на "5"!

!!!ПОВТОРЯЕМ!!!

Пошаговая инструкция по написанию сочинения
на лингвистическую тему.

1. Знакомимся с высказыванием.
Осмыслите его. Выделите ключевые слова (подчеркните,чтобы видеть их)!

2.  Определяем основную мысль высказывания.
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

3. Оформляем вступление.
Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
В этом вам помогут следующие слова и выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на...
останавливается на ...
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что ...
и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 3-х предложений.

Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Попробую доказать это на примерах из предложенного текста.


Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания и попробую доказать это на примерах из предложенного текста.

или:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя и попытаюсь  раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из предложенного текста.

 4. Пишем основную часть.
Приводим примеры (ДВА), подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
 Приводя пример, нужно не только назвать 1языковое явление, но и 2объяснить его значение и 3указать роль в тексте.Не забудьте указать № предложения!

Например:

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, например, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Шаг 5. Пишем заключение.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.


Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:

 а) аргумент-пример №1;
 б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Функции метафоры в тексте.

Функции глаголов в тексте.

Функции прилагательных в речи и художественном тексте.Эпитет.

Функции предлогов в речи и художественном тексте.

Открытый банк заданий ГИА-9
http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/6





Комментариев нет:

Отправить комментарий