!!!ПОВТОРЯЕМ!!!
Пошаговая инструкция
по написанию сочинения
на лингвистическую тему.
1.
Знакомимся с высказыванием.
Осмыслите
его. Выделите
ключевые слова (подчеркните,чтобы видеть их)!
2.
Определяем основную мысль высказывания.
Выясните, о
каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о роли в
русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов,
антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о
взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли
синтаксиса в общении;
о гибкости
русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
3. Оформляем
вступление.
Во
вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
В этом вам
помогут следующие слова и выражения:
автор
анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается
на...
останавливается
на ...
раскрывает
содержание
отмечает
важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что
...
и т.д.
Помните, что
вступление должно состоять примерно из 3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский
сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы
передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и
образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие
окружающего мира. Попробую доказать это на примерах из предложенного текста.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно
из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий
русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только
назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не
согласиться с мнением автора высказывания и попробую доказать это на примерах
из предложенного текста.
или:
Высказывание
К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не
придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и
всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское
слово. Я
разделяю точку зрения русского писателя и попытаюсь раскрыть значение тезиса на примерах, взятых
из предложенного текста.
4. Пишем основную часть.
Приводим
примеры (ДВА), подтверждающие слова
писателя и ваши рассуждения.
Например:
Аргумент 1. Важным источником
обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое
явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися
дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы
привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной
точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида"
(предложение 44),
"разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно
раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и
богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в
русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это
суффиксальный. Возьмём, например, слово "Танечка"
из предложения 1.
Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего
произведения.
Шаг 5. Пишем
заключение.
В
заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в
заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и
фразами:
Таким
образом, ...
Итак, ...
Следовательно,
...
В итоге
можно прийти к такому выводу: ...
В заключение
можно сказать, что ...
Мы
убеждаемся в том, что ...
Обобщая
сказанное, ...
Из этого
следует, что ...
и т.д.
Например:
Таким
образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в
русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и
различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог
сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном
тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче
оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Итак, ПЛАН
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис
(формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2.
Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в
вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4,
т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством
аргументов-примеров.
Функции метафоры в тексте.
Функции глаголов в тексте.
Функции прилагательных в речи и художественном тексте.Эпитет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий