воскресенье, 1 мая 2016 г.

Прекрасное и нравственное неразделимы. Сочинение Кожевниковой Настасьи (9-Б кл.) на городской конкурс сочинений среди школьников 4-11 классов ко Дню Культуры «Прекрасное есть щит от зла».

Нравственность – это духовная чистота внутреннего мира человека, его чувств и желаний. Многим она представляется хрупкой каплей росы на лепестке, невесомым пером лебедя, но, один раз осознав, что такое нравственность, душа становится прозрачнее стекла, через которое видно небо.

Из словаря В. Н. Ушакова мы узнаем, что прекрасное -  то, что соответствует идеалу художественной красоты, воплощает ее, то, что приносит нам эстетическое удовольствие и наслаждение, радует не только наш взгляд, но и разжигает уютный огонь внутри, очень похожий на домашний очаг, разносящий по дому тепло и приятный томный запах.

Можно ли утверждать, что прекрасное делает человека нравственнее? В рассказе Р. Брэдбери «Улыбка» люди, живущие без цивилизации, уничтожают «Мону Лизу» («…руки клевали портрет, словно голодные птицы»). Герой рассказа мальчик Том не мог уничтожить женщину на картине, которая улыбалась таинственно-печально, «и Том, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка». Улыбка «Джоконды» пробудила в герое то, что давно умерло в других жителях города, то есть произведение живописи, прекрасное, сделало человека нравственнее.

Но прекрасно не только искусство.  Сам человек прекрасен! Прекрасен его внутренний мир, мысли, дела и поступки. То есть чистейшие качества человеческого сознания – нравственные качества – также являются источником всего прекрасного в мире.

Человек, который одержим безнравственностью, оскверняет свою душу, отвергает мораль и веру в добродетель. Другими словами, он становится существом, нечестивым и диким, неспособным видеть саму суть вещей, суть мира. Именно чувство морали помогает сформировать личность, понимание чести и достоинства как своего, так и чужого, именно нравственность пробуждает в нас истинный разум, данный от природы, а значит, делает человека прекрасным. Ещё доктор Астров, герой пьесы   А. П. Чехов, говорил: «В человеке   должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…».

В рассказе-триптихе Максима Горького «Старуха Изергиль», в легенде о Данко, замечательно показано, что прекрасное и нравственное связаны прочной красной нитью, они не могут идти порознь. Данко, желающий спасти собратьев от верной гибели, стремящийся во что бы то ни стало увести их от смертельного смрада, вырывает   сердце из груди, и оно вспыхивает прекрасным огнем любви к людям, столь ярким, что свет озаряет весь лес, указывая путь заблудившимся душам. И теперь перед грозой в степи появляются синие огни, сияющие искры, символизирующие собой горящее сердце Данко, прекрасного и нравственного Данко.

Созерцание прекрасного пробуждает в любом человеке добрые мысли, являющиеся основой нравственности. Наташа Ростова, героиня романа – эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого, очарована майской ночью в Отрадном. Оказавшись невольным свидетелем разговора Наташи и Сони, Андрей Болконский «пробуждается» к новой жизни, нравственной жизни, где есть место любви к себе и другим, где есть место человеческим желаниям. Прекрасное и нравственное неразделимы!

Как близнецы, прекрасное и нравственное не могут друг без друга. Любой хороший поступок прекрасен! Любое произведение искусства нравственно. Любой человек - источник прекрасного и нравственного!

«Я так люблю Татьяну милую мою!» - вслед за А. С. Пушкин восклицаю и я. Татьяна Ларина -пример человека, в котором прекрасное и нравственное неразделимы. Душа этой героини, полная мятежного воображения, надежды и сладкой веры в любовь, возвышает её в моих глазах, делает   неотразимой и милой сердцу. Её отказ Онегину-проявление высшей нравственности, а потому, безусловно, её поступок прекрасен и не вызывает недоумения, так как поступила она правильно. Вообще говоря, в Пушкинском мире можно найти прекрасные проповеди, обращенные ко всем нам. Раскрытием этого тайника занимался Симон Соловейчик, советский и российский публицист и журналист. В «Пушкинских проповедях» он рассуждал о наследии поэта, считая, что «в вопросах этики и психологии Пушкин настолько точен, что, я думаю, и вы, читатель, согласитесь с утверждением: как у Пушкина — так правильно».

В статье «О добрых чувствах» С. Соловейчик пишет о том, что каждому нужно добро, каждый желает видеть его в других людях. Поэтому именно доброта души делает человека богаче духовно, выделяет его душу из числа злых, нищих, делает ее прекрасной и ясной, как солнце.
Окружающий мир, мир вокруг нас, тоже может даровать нравственность, воплотить наши абстрактные мысли в прекрасное. Природа, будучи вездесущим создателем всего живого, восхищает человека своей красотой. Крохотный лепесток сакуры, всплеск морской волны, пение птиц в утреннем лесу – все это согревает человеческую душу лучом красоты, заставляет мечтать о прекрасном. Иными словами, подталкивает человека к познанию себя и других, а значит, к вступлению на нравственный путь.

«Всякий урок прекрасного - поединок, где художник испускает вопль ужаса перед тем, как упасть побежденным». В стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Confiteor художника» описаны чувства, которые природа вызывает у человека. Лирический герой восхищается осенним днем, устремив взгляд в необъятный простор неба и моря. Он мыслит о ни с чем не сравнимой ясности лазури, об одиноком парусе и шуме прибоя. Или это они мыслят художником, раздаваясь лишь музыкой и расцвечиваясь яркими красками? Он и сам не знает ответа, поэтому и называет природу безжалостной волшебницей, торжествующей соперницей, прося оставить его, ведь мысли, в которые он погружен, настолько сильны, бесконечны и глубоки, что каждый подобный «урок прекрасного» похож на поединок, в котором художник всегда пораженный. Поражённый прекрасным и нравственным, которые неразделимы…

Я смело утверждаю, что каждый из нас может быть прекрасным. Все, что нужно – это стать нравственнее. Научиться понимать и уважать других людей, их чувства. Ценить искусство и просвещение, которые приносят в наш мир понимание того, что прекрасное и нравственное неразделимы. Наслаждаться великой природой, открывая ум и сердце для её уроков прекрасного и нравственного. Жить так, чтобы в Вашей жизни   прекрасное и нравственное были неразделимы:
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неуловимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Р. Киплинг. «If…» (Перевод М. Лозинского)




Комментариев нет:

Отправить комментарий