пятница, 29 июня 2012 г.

Потому,что кончается на "у".

Н.Заболоцкий "История моего заключения".

"Первые дни  меня не  били, стараясь разложить  меня морально и измотать физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли  друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом  -  сутки за  сутками.  За стеной, в  соседнем кабинете,  по временам слышались чьи-то неистовые  вопли. Ноги  мои стали отекать, и на третьи  сутки  мне  пришлось разорвать ботинки, так как я не мог более переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить  какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали.  Впрочем,  допрос иногда  прерывался,  и мы  сидели  молча. Следователь что-то писал, я пытался дремать, но он тотчас будил меня".



"В ДПЗ, где  заключенные содержались в  период  следствия, этот  процесс духовного растления людей  только лишь начинался. Здесь можно было наблюдать все  виды  отчаяния, все проявления  холодной безнадежности,  конвульсивного истерического  веселья и цинического наплевательства на все на  свете, в том числе  и на собственную жизнь. Странно  было видеть этих взрослых  людей, то рыдающих,  то  падающих в обморок, то трясущихся от  страха, затравленных  и жалких. Мне рассказывали, что писатель Адриан Пиотровский, сидевший в камере незадолго  до меня, потерял  от горя всякий облик  человеческий,  метался по камере,  царапал грудь  каким-то гвоздем и устраивал по ночам постыдные вещи на глазах у всей камеры. Но рекорд в этом отношении побил, кажется, Валентин Стенич, сидевший в  камере по  соседству. Эстет, сноб  и  гурман  в  обычной жизни,  он,  по рассказам заключенных, быстро нашел  со  следователями общий язык и за пачку папирос подписывал любые показания.  Справедливость  требует сказать,  что  наряду  с  этими  людьми  были  и  другие,  сохранившие ценой величайших  усилий свое человеческое  достоинство. Зачастую  эти  порядочные люди до  ареста были совсем маленькими, скромными винтиками нашего общества, в то время как великие люди мира сего нередко превращались в тюрьме в жалкое подобие  человека. Тюрьма  выводила людей  на  чистую  воду, только не в том смысле, как этого хотело начальство".

Николай Заболоцкий?


ОБЭРИУ


П.Н.Филонов
Формула весны,1925 г.
(Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-е-х гг. в Ленинграде. Сокращение ОБЭРИУ составлено из следующих элементов: ОБ – объединение, ЭР– реальное, И– искусство. Ну а У – приставлено просто так, смеха ради, по веселой логике детской присказки: потому, что кончается на «у».

В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий,  Юрий Владимиров и др., к обэриутам были близки Николай Олейников, Евгений Шварц, философы Яков Друскин и Леонид Липавский, а также Казимир Малевич, Павел Филонов и ученицы Филонова Татьяна Глебова и Алиса Порет.

ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.
Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов переместиться в «нишу» детской литературы (Введенский, Хармс, Владимиров и др.).
Многие участники ОБЭРИУ были репрессированы, погибли в заключении.

К.Малевич
Боец первой дивизии
Ключевым  сокращении ОБЭРИУ является слово «реальное», открывающее дверь в поэтику обэриутов.В применении к искусству слово «реальное» означало у обэриутов то, что искусство реально, как сама жизнь. Искусство ничего не отражает. Живет само по себе.
Из утверждения, что искусство реально, как и действительность, следовало, что оно живет по своим законам, имеет свою логику. Она у обэриутов необычна, странна, обратна принятому.

«Может быть, вы будете утверждать, – писали обэриуты в Декларации,– что наши сюжеты «не – реальны» и «не логичны»? Мы поражаемся красотой нарисованной женщины, несмотря на то, что, вопреки анатомической логике, художник вывернул лопатку своей героине и отвел ее в сторону. У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать».
Особенностью этой логики были фантастичность действия и персонажей, условность пространства, а время у обэриутов то двигалось рывками, то скручивалось жгутом.Посредством художественного слова обэриуты стремились выразить свои представления о мире, суть которых, несмотря на столь характерные для обэриутов балаганное балагурство, гиперболу, гротеск, иронию, пародию, глубоко серьезна. И нередко трагична.

 Даниил Хармс
(настоящая фамилия Даниил Ивановича – Ювачев, 1905–1942)



Один из самых талантливых представителей этой  группы.С конца 20–х гг. и вплоть до гибели Хармс – постоянный автор ленинградских детских журналов «Еж» и «Чиж».

У маленького Дани Ювачева было много талантов. Он имел абсолютный музыкальный слух, хорошо рисовал, был смышлен и находчив. К тому же он был проказник и выдумщик, что смущало отца. Вследствие этого он и отдал сына в самое дисциплинированное среднее заведение Петербурга – Петершуле.

Уже в Петербурге проявилась страсть Даниила Ювачева к экстравагантным проделкам. То он приносил в класс валторну и ухитрялся играть на ней во время урока. То в поисках вдохновения залезал на дерево в городском дворе, «поближе к небесам». И мог долго сидеть в ветвях, записывая что–то в книжечку.

Даниил Ювачев стал Хармсом в 1925 г. Надо сказать, что псевдонимов у писателя было много – около тридцати. Хармс – самый популярный из них.Он происходит от фр. слова charm, что означает «обаяние», «чары».

В течение короткой жизни Хармс успел создать продуманную до мелочей  систему поведения. Смысл системы состоял в том, чтобы помочь художнику не подчиняться косности быта и жить романтической устремленностью к высокому. Или, говоря словами самого писателя, быть готовым к «полету в небеса».

Во «взрослом» творчестве Д.Хармса центральное место занимают цикл «Случаи» и повесть «Старуха».

Д.Хармс, казалось, умел делать все. Он писал стихи, рассказы, пьесы, играл на валторне, пел, великолепно танцевал, рисовал, показывал фокусы, прекрасно читал с эстрады свои и чужие стихи, искусно играл на бильярде, умел ходить по перилам балкона, умел изображать муху в тот момент, когда она размышляет, куда бы ей полететь, любил изображать своего несуществующего брата Ивана Ивановича Хармса, приват–доцента Санкт–Петербургского университета.

Рассказы Даниила Хармса

Случай
Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер. А Спиридонов умер сам собой. А жена Спиридонова упала с буфета и тоже умерла. А дети Спиридонова утонули в пруду. А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам. А Михайлов перестал причесываться и заболел паршой. А Круглов нарисовал даму с кнутом и сошел с ума. А Перехрестов получил телеграфом четыреста рублей и так заважничал, что его вытолкали со службы. Хорошие люди не умеют поставить себя на твердую ногу.

Голубая тетрадь №10
ЖИЛ один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было. У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было. Ничего не было! Так что не понятно, о ком идет речь. Уж лучше мы о нем не будем больше говорить.

Забыл, как называется
Один англичанин никак не мог вспомнить, как эта птица называется. - Это, - говорит, - крюкица. Ах нет, не крюкица, а кирюкица. Или нет, не кирюкица, а курякица. Фу ты! Не курякица, а кукрикица. Да и не кукрикица, а кирикрюкица. Хотите я расскажу вам рассказ про эту крюкицу? То есть не крюкицу, а кирюкицу. Или нет, не кирюкицу, а кирякицу. Фу ты! Не курякицу, а кукрикицу. Да не кукрикицу, а кирикрюкицу! Нет, опять не так! Курикрятицу? Нет, не курикрятицу! Кирикрюкицу? Нет, опять не так! Забыл я, как эта птица называется. А уж если б не забыл, то то рассказал бы вам рассказ про эту кирикуркукукрекицу.

Вот так вот от "Истории моего заключения" к "Забыл,как называется"...




Комментариев нет:

Отправить комментарий