суббота, 13 октября 2012 г.

Бездна пространства.

Это творческая работа (сочинение) на конкурс старшеклассников «В чужих словах скрывается пространство…»,посвящённый 100-летию со дня рождения Л.Н.Гумилёва на тему: «Бездна пространства» (Анализ стихотворения Л.Н.Гумилёва «Дар слов, неведомый уму…»)
ученицы  11«А» класса
Мажаровой Анастасии


«В каждом слове бездна пространства;
каждое слово необъятно,
как поэт».
Н.В.Гоголь о Пушкине

Первого октября 2012 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося человека Льва Николаевича Гумилёва. Он  родился в 1912 году в Царском Селе и умер в 1992 в Санкт-Петербурге. На долю Льва Николаевича выпала нелёгкая судьба: он пережил войну, несколько арестов. Советская власть не любила его, исключала из университетов, лишила второй степени доктора географических наук. Однако это не помешало Гумилёву продолжить научную деятельность. Особое внимание Лев Николаевич уделял истории и географии. Он является основоположником знаменитой пассионарной теории этногенеза, доктором исторических и географических наук.
Как говорится, талантливый человек талантлив во всём. Лев Николаевич, сын  поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, продолжил  дело родителей. Безусловно, у Гумилёва была склонность к поэзии, его произведения отличает высокий профессионализм,внимание к слову. Он создал много замечательных стихотворений: «Поиски Эвредики», «В чужих словах скрывается пространство…»(цикл «История»), «Сибирь», «Переулок», « Лестница», «Колонна» (цикл «Петербург»).
Одним из наиболее  известных является стихотворение, открывающее цикл «Огонь и воздух», «Дар слов, неведомый уму…», написанное Львом Николаевичем в 1934 году.Примечательно, что эпиграфом к циклу стали строки из сонета выдающегося английского драматурга  Вильяма Шекспира  «Я огонь и воздух»:

 Дыханье мысли и огонь желанья
Я шлю к тебе, пространству вопреки.

В цикле шесть стихотворений, написанных в 1934-1935 годах. Возможно, их связывает только время создания. Однако мне кажется, что эти произведения объединяет нечто большее, чем просто цифры.По словам выдающегося историка литературы Ефима Эткинда, «цикл – группа лирических вещей, связанных единством переживания и общими героями». Цикл – это  обширный контекст. Он обогащает отдельное стихотворение, придаёт ему новые смыслы, вносит дополнительные, иногда существенные оттенки.Есть общее и в содержании этих стихотворений Л.Н. Гумилёва, взять хотя бы заглавие и эпиграф. Все произведения цикла в той или иной степени построены на символах и аллегориях.Основная идея всего цикла,лирическим героем которого является художник слова, – судьба поэта. Поэтому в цикле Л.Н.Гумилёва «Огонь и воздух» широко освещены все стороны поэтической жизни, показаны глубокие переживания творца.
В цикле Лев Гумилёв переходит от меньшего к большему, то есть использует своеобразную градацию. Посудите сами, «Огонь и воздух» начинается с « Дара слова…», в котором автор рассказывает об основном оружии поэта, о  слове, которое может в любой момент выстрелить и в его сторону. Завершает цикл стихотворение «Пир», где говорится об общей беде, настигающей творцов. Возможно, то общее, что связывает большинство стихотворений  цикла, – это  неравнодушие Гумилёва к судьбам поэтов,  его своеобразное восприятие особенного, ни на что не похожего дара, дара  слова.
Стихотворение «Дар слова,неведомый уму…»  Гумилёв посвятил своей жене, Наталье Викторовне. Судьба свела художницу Наталью Симоновскую с уже известным в области науки Львом Николаевичем в далёком 1965 году. Наталью Викторовну можно справедливо сравнить с женой декабриста, безоговорочно расставшейся с «большим светом» во имя великой любви и великой идеи. Она посвятила всё свою жизнь мужу. Наталья Викторовна всецело поддерживала Гумилёва, разделяла его мысли и идеи. Благодаря её усилиям было издано многотомное собрание сочинений Льва Николаевича. Примечательно и то, что именно это стихотворение послужило своеобразным эпиграфом к труду Льва Николаевича об этногенезе и биосфере Земли.
По жанру это, скорее, элегия, пронизанная философскими рассуждениями. Стихотворение высокоинтеллектуально и многослойно, будит мысль,и читать его поэтому  надо медленно,долго,но открытия,которые вы,несомненно сделаете,стоят того.
Стихотворение не поделено на  строфы. Это говорит о том, что автор,с одной стороны,стремится к тому,чтобы его слова воспринимались  без лишних пауз и долгих перерывов на размышления.Однако стихотворение всё равно читается медленно,плавно. Этому способствуют,например, точки в середине строки.

Дар слов, неведомый уму,
Мне был обещан от природы.
Он мой. Веленью моему
Покорно всё. Земля и во́ды,
И лёгкий воздух, и огонь
В одном моём сокрыты слове.

В стихотворении  встречаются различные формы ритма: ритм ударений (метрический), ритм пауз, ритм звучаний (концовки строчек), ритм чередования мужских и женских рифм (каталектика). Все формы существуют во взаимосвязи, предавая стихотворению определённое звучание, раскрывающее его смысл.
С первых строк автор говорит о великом даре слова. Кроме того, он признаёт наследственность таланта,да и как иначе,когда и отец,и мать «звёзды» «серебряного века»:

Дар слов, неведомый уму,
Мне был обещан от природы.

Стихотворение о безграничности возможностей слова,каждое из которых может всё охватить, всё передать. Поэтому человек, владеющий этим бесценным сокровищем, – всемогущий счастливец:

Веленью моему
Покорно всё. Земля и во́ды,
И лёгкий воздух, и огонь
В одном моём сокрыты слове.

Гумилёв прибегает к помощи высокой лексики,чтобы подчеркнуть величие и необъятность той темы,к которой он обращается ( «веленью», «сокрыты», «влача», «сей», «лик» и др.).
Вторая часть стихотворения начинается с противительного союза «но», и это говорит о недостатках и последствиях этого дара.Мы знаем,что сложное нельзя объяснить столь же сложным,отвлечённая мысль становится понятной,если для сравнения привлекается нечто зримое. Лев Николаевич сравнивает слово с неудержимым конём: «слово мечется,как конь», «бешеный», «влача останки», «подобен вою».Как и коня,слово нужно оседлать,укротить.Но и тут не всё так просто.В древнегреческой мифологии,а мы помним,что Л.Н.Гумилёв-историк,Ипполит,презиравший любовь,отверг свою мачеху,любовь к пасынку которой внушила Афродита.Отвергнутая Федра оклеветала его перед отцом,обвинив в насилии,и покончила жизнь самоубийством.Тесей проклял сына, призвав гнев Посейдона, и Ипполит погиб, растоптанный собственными конями. То есть даже собственные,приручённые, кони могут убить,как и слова,власть над которыми кажется обретена.Слова могут привести «к крови»,и примеров тому масса.Сколько поэтов и писателей пострадали за свои произведения.Ссылки,лагеря,одиночество,письмо в стол,расстрелы,голод,эмиграция…Грустно.

И вижу: тайна бытия
Смертельна для чела земного…

Кроме того, Л.Н. Гумилёв сравнивает блеск чешуи морского чудища с блеском нефрита. Нельзя не вспомнить,что Лев Николаевич занимался переводами с восточных языков. Возможно, он упомянул священный камень Древнего Китая неслучайно. В китайской мифологии нефрит дарит бессмертие. В жизни он по прочности сравнивается со сталью и расценивается как уникальный материал. Быть может, Л.Н. Гумилёв хотел показать, что чудище, преследующее слово, бессмертно, непобедимо и будет существовать всегда.
Однако стихотворение заканчивается,как мне слышится,оптимистично.Слово выше смерти,это тайна,неподвластная человеку.Слово,как «конь вдоль берега морского» будет «мчаться» вечно.Его ничто и никто не сможет остановить:

И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского.

Гумилёв соединил рассуждение и образ,вернее,он воплотил рассуждение в образе.Конь-это очень символично.Он связывается в мифологии и в христианском искусстве  с солнцем и громом,который создаёт копытами.Конь-это ритм и бег.Изображения коней часто символизируют бег времени и быстротечность жизни.Человек,наделённый даром слова,это,несомненно,солнце,недаром А.С.Пушкин-«солнце русской поэзии».Словами поэт может «греметь» и будить тех,подобно Пророку,кто не видит и не слышит окружающего мира.Да,это приводит рано или поздно к трагедии,но слово,свободное слово,свободное,как море, остаётся…
Таким образом,герой этого лирического произведения – сам автор и все поэты и писатели в целом. Гумилёв признаёт силу поэтического дара и,даже предчувствуя смерть под ногами слов-коней, подобную кончине Ипполита,  не страшится её, смело пуская «коней вдоль берега морского», давая словам возможность выполнить своё предназначение, донести  мысль художника слова до читателей.
Лев Николаевич Гумилёв,как учёный, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка,не мог не понимать роли слова в науке,в искусстве,в жизни,понимая ещё и то,как мудрый человек,что не всё в жизни можно объяснить,потому и «Дар слов, неведомый уму…».
Каждый получает от поэзии то,что способен от неё взять.Думаю,что приобретя жизненный и душевный опыт,я иначе смогу воспринять,истолковать и оценить это произведение Л.Н.Гумилёва.К такому,как у него,стихотворению можно идти всю жизнь,но «бездна пространства» останется бездной.


Дар слов, неведомый уму,
Мне был обещан от природы.
Он мой. Веленью моему
Покорно всё. Земля и во́ды,
И лёгкий воздух, и огонь
В одном моём сокрыты слове.
Но слово мечется, как конь,
Как конь вдоль берега морского,
Когда он бешеный скакал,
Влача останки Ипполита
И помня чудища оскал
И блеск чешуй, как блеск нефрита.
Сей грозный лик его томит,
И ржанья гул подобен вою …
А я влачусь, как Ипполит
С окровавле́нной головою,
И вижу: тайна бытия
Смертельна для чела́ земного
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского.













Комментариев нет:

Отправить комментарий